Знакомо вам восторженное чувство, когда самолет разгоняется и отрывается от земли: я - лечу? Вот я себя ловлю на этой мысли при каждом перелете. А если в дополнение к ней еще и сервис соответствующий, то становится заоблачно хорошо. А сервис, как выясняется, бывает разный.
Довелось мне недавно слетать пару раз в Киев. И лететь-то всего час с небольшим, и вещей с собой никаких брать не нужно, а все же как-то не радует. Надо сказать, что для меня любое передвижение по нашей милой сердцу стране, а также за ее пределы - это огромный стресс. Посмотрим, что же авиакомпании могут предложить, чтобы свести его к минимуму.
Итак, первое мое путешествие начинается с Павелецкого вокзала, откуда идут аэроэкспрессы в Домодедово (ехать до него на такси даже пытаться не стоит - бесполезно!). Неистребима, видимо, тяга русского народа к очередям! К кассам тянутся довольно длинные хвосты, а напротив, между прочим, стоит ряд автоматов, в которых продаются точно такие же билеты. И людей около них раз-два - и обчелся. Два раза жмешь на экран и получаешь вожделенный билет. Доезжаю до аэропорта за 45 минут. И тут же возникает первое весьма ощутимое неудобство: на выходе с перрона "пробка", и попробуй прорвись, когда столько народу с вещами! Ладно, обычные герои всегда идут в обход! Но и на другом входе то же самое. На все проходы-обходы теряю минут 15.
Вот он, мой рейс. Прекрасно, регистрация уже началась. Лечу я авиакомпанией "Сибирь". Все формальности улаживаю довольно быстро. Отмечаю про себя отдельные стойки для оформления багажа, для опоздавших пассажиров. И автоматы для саморегистрации. В очереди все же пришлось постоять минут 5. Приветливая девушка быстро выдает мне билет вместо моего электронного и потом подробно объясняет, как найти зону "Б". Без нее бы не разобралась - уж о чень мелкие и невнятные указатели в Домодедово.
Паспортный же контроль способен был выбить из колеи любого, самого терпеливого, пассажира. Простояла я на нем (и не только я) почти полтора часа, едва не опоздав на посадку. И до сих пор меня мучает риторический вопрос: если граждане из Средней Азии вызывают у проверяющих столько вопросов, почему нельзя "контролировать" их на специально отведенных стойках? В итоге же страдают все, и остается ощущение полной неорганизованности.
Досмотр я каким-то чудом прохожу за 5 минут, и вот мы с какой-то девчонкой бежим сломя голову на закончившуюся посадку (не по своей вине опаздывающих в итоге набирается пол-автобуса). Надо отдать должное перевозчикам: всех дождались, и, несмотря на то что мы вошли в салон за 10 минут до взлета, ровно по расписанию самолет отрывается от земли. Полет проходит как по ниточке, "легкий обед" не вызывает никаких нареканий, стюарды отлично справляются со своими обязанностями. Вот только из Домодедова лететь еще раз у меня нет ни малейшего желания.
Лететь из Киева, естественно, много проще. Дело здесь не в организации и не в авиаперевозчиках, а в количестве народа. Вернее, в отсутствии этого количества. "Трансаэро" на этот раз приветливы, предупредительны. Электронных стоек для регистрации в Киеве, к сожалению, нет (впрочем, в Домодедово они есть, так же как и информационно-справочный центр). На взлете раздают конфеты, чтоб уши не закладывало. Не скажу, чтоб сильно помогало, но приятно. "Обед" у "Трансаэро" однозначно более вкусный!
Обращение к пассажирам не дежурная скороговорка, а очень внятная (почти "с выражением"!) речь. Зато до вылета наблюдаю перепалку пассажиров со стюардессой: не закрывается багажная полка. "Так надо было эти вещи в багаж сдавать!" - почти повышает голос стюардесса. "Вот он, сервис..." - вздыхает кто-то сзади меня. После пререканий старший бортпроводник снимает сумку и ставит ее в начало салона. Пассажиры еще долго что-то недовольно бормочут. В общем, ощущения остаются смешанные.
Наученная горьким опытом, в другой раз я приехала в Шереметьево аж за 3 часа до вылета. Без проблем беру билет в "Аэроэкспресс", на этот раз на Белорусском вокзале, выхожу с перрона - и не утыкаюсь в толпу жаждущих попасть в здание аэропорта. Замечательно! Довольно длинный коридор - проверка багажа (и здесь свободно!), и дальше по указателям (большим! видным!) можно пройти в нужный вам терминал D, E или F или выйти к автобусу, который довезет до остальных.
Вообще, единственный минус Шереметьева в больших расстояниях. Но, учитывая, что расстояния эти весьма благоустроенны, везде сопровождаются указателями, а травалаторы изрядно сократят путь, минус оказывается несущественный. Вылетаю я из терминала D. Первое, что бросается в глаза при входе, - огромное количество указателей "Аэрофлот", которым, кстати, мне и предстоит лететь. Почитаем, полюбопытствуем... Несколько киосков "Аэрофлота" рассредоточены по залу. Здесь можно оплатить негабаритный груз, заселиться в гостиницу. Одним словом, вам помогут решить любые ваши проблемы до или после полета. А это что такое? Стойки для электронной регистрации - их здесь гораздо больше. Потрясающе удобная штука!
В итоге все необходимые бюрократические процедуры я прохожу за 15 минут. И отправляюсь слоняться по дьюти-фри со смутным ощущением, что я что-то упустила и в самолет меня не пустят. Уж слишком быстро все прошло! Полет проходит настолько без сучка и без задоринки, что даже сказать нечего. Вовремя взлетели, вовремя приземлились. Предложенный ланч меня также приятно порадовал. Поэтому обращала я внимание на казалось бы не слишком важные мелочи. Например, начиная посадку, стюардесса первыми пригласила пройти женщин с детьми (а сколько этих спящих или надрывно рыдающих малышей сейчас едет с мамами в отпуска, не передашь!). Все сотрудники улыбаются, все предельно вежливы. Старший бортпроводник представляется и лично бежит решать твои проблемы: сосед мой, например, попросил таблетку от головной боли. Да даже то, что и у проводника, и у пилота оказался очень приличный английский.
Лично я знаю огромное количество людей, для которых перелет на любые расстояния - это пытка. Потому что скучно и спать не можешь, и вообще, вдруг ты окажешься редким исключением, попав в авиакатастрофу? И они сидят и нервничают, вместо того чтобы приятно проводить время. Да и я не отказалась бы от чего-нибудь скрасившего перелет (в телефон-то не поиграешь). "Аэрофлот" в самом скором времени собирается решить эту проблему. Пассажирам экономкласса собираются давать в прокат плееры, а для любознательных будет создана система видеогида: можно будет узнавать интересные факты о местах, над которыми пролетаешь.
Бизнес-класс "Аэрофлот" тоже не обидел. Там уже сейчас введено меню, составленное "звездными" шеф-поварами. На рейсах свыше 6 часов предлагается коктейльная карта (с фирменным коктейлем "Аэрофлота"). Да и вообще, путешествие бизнес-классом избавит вас от массы неприятных сторон путешествия. Например, в бизнес-зале есть возможность зарядить и телефон, и ноутбук. По вылету предоставляются отдельные автобусы. Отдельно загружается багаж (естественно, с приоритетной выдачей этого багажа по прилету).
Тут сразу вспоминается: мы с друзьями как-то летели отдыхать большой компанией (все тем же "Аэрофлотом"): десять человек в экономе и трое в бизнес-классе. Летели мы около 6 часов. Надо было видеть, какие эти трое вышли довольные! "Ну, понимаешь, обращаются к тебе по имени-отчеству, напитки - выбирай любые, хочешь - минералку, а хочешь - коньяк, пресса - сколько угодно. Приятно просто", - сказал тогда мой приятель. И презентовал мне хризантему в бутоньерке, которую ему вручили на борту (есть у авиаперевозчика и такое интересное правило).
Что еще добавить? Конкуренция самым благотворным образом сказывается на авиаперевозках. И авиакомпании стараются превзойти друг друга по предоставляемым услугам, качеству сервиса, новым возможностям. Это очень приятно, ведь в итоге российский потребитель только выигрывает.