Резко возросло количество погибших и пострадавших в ДТП с участием легкой мототехники
Резко возросло количество погибших и травмированных водителей скутеров, мопедов и прочей техники, на которую не требуются права.
Среди пострадавших в авариях в основном подростки. Они нарушают правила дорожного движения, выезжают на встречную полосу, разворачиваются и поворачивают там, где это запрещено, ездят без шлемов. Да и откуда им знать правила, если их этому никто не обучает.
Только за полгода количество таких ДТП выросло по сравнению с прошлым годом на 6,5 процента. В этих авариях погибло на 27 процентов больше людей, чем годом ранее.
Один из типичных случаев. Ночь. Рязанская трасса, 140-й километр. Ни одного фонаря в округе. И только в свете фар высвечивается разметка и обочина. И вдруг в этом свете появляется скутер. На нем ни одного огонька, даже катафотов нет. Водитель пытается уйти от столкновения, но задевает бампером по ноге скутериста. За рулем двухколесной техники оказался 14-летний подросток. Его более старший друг впоследствии рассказал, что они после того, как починили скутер, решили опробовать его качества на дороге. Но сельская дорога заканчивалась выездом на федеральную магистраль. Там водитель скутера развернулся через две сплошные. Впрочем, завершить маневр ему, как уже было сказано, не удалось. К счастью , подросток отделался только ушибами. У машины, которая его задела, бампер под замену.
Итак: 14-летний подросток выехал на федеральную трассу ночью без каких-либо огней. Далее он совершил разворот там, где это запрещено. Он был без шлема. Словом, нет ни одного пункта в правилах, которые бы он не нарушил.
А теперь о правилах. В них прописаны все требования к водителям мопедов: при движении по дорогам управлять этой техникой разрешается лицам не моложе 14 лет, а мопедом - не моложе 16 лет.
Велосипеды и мопеды должны двигаться только по крайней правой полосе в один ряд возможно правее. Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам.
Водителям велосипеда и мопеда запрещается: ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой; двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки, поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении; двигаться по дороге без застегнутого мотошлема (для водителей мопедов). Запрещается также буксировка велосипедов и мопедов. Однако зачастую водители малой техники этих правил не исполняют. Как правило, они их не знают. А откуда им их знать? Гаишники не могут предъявить претензий по той причине, что права на эту технику не выдаются.
Было предложение ввести новую категорию для тех, кто управляет мопедами и скутерами. В новом законе о водительских удостоверениях был предусмотрен пункт о правах для водителей мопедов. Категория "М". Однако вводить такую категорию правительственная комиссия не стала.
Но пока законодатели решают столь серьезный вопрос, на дорогах погибают дети. Нынешнее лето уже показало, что за рулем скутеров оказываются в основном подростки. Причем на своих маленьких двухколесных конях они совершают серьезные аварии с тяжелыми последствиями. И это объяснимо, ведь ребята не учились в автошколах и не знают правил движения, что обозначают знаки, чье преимущественное право на круговых движениях и нерегулируемых перекрестках. А там как раз и случается большинство аварий с участием двухколесной техники. При этом у скутера нет регистрационных знаков, и если наездник уехал или убежал с места происшествия, бросив своего анонимного железного друга, ставшего орудием аварии или даже убийства, то его найти сложно.
Статистика неутешительна. С января по июль 2011 года на территории одной только Московской области произошло 220 ДТП с участием водителей скутеров. В таких авариях погибли 16 человек и получили травмы 222 человека. Из этого числа раненых 26 детей.
Когда начальник УГИБДД по Московской области Сергей Сергеев приводил корреспонденту "РГ" эти цифры, ему принесли сводку за день - из 33 дорожных происшествий. 7 произошли с участием скутеров.
Сергеев говорит, что эти цифры лучше всего свидетельствуют о том, что проблема очень острая.Владельцы скутеров, сбивают людей, становятся причиной других аварий и даже сбивают друг друга.
3 июля этого года на 20-ом километре автодороги "Крым" скутер "Хонда" под управлением 22-летнего вордителя столкнулся с другим скутером "Е-мото", которым рулил 23 -летний водитель. В результате оба оказались в одной больнице Подольска. Интересно также, что этот маломощный вид транспорта оказывается не такой уж тихоходный, поскольку водитель "Хонды" догнал другого скутериста, который двигался в том же направлении и это привело к большим пробкам на федеральной трассе.
И это еще одна из важных проблем. В Европе водителям скутеров запрещено выезжать на автобаны. У нас же автобанов нет, но скорости на трассах достаточно велики, чтобы привести к серьезным столкновениям.
Понятно, что и выдачей прав малолетним скутеристам всех проблем не решить. Вопрос, как проверять у них права? Практика показывает, что при попытке остановить этих сорванцов они только прибавляют газу и не останавливаются. В случае их преследования они сворачивают на тропинки, пешеходные тротуары и даже поля и уходят от погони. Как же быть? Генерал Сергеев убежден, что права на технику категории "М" все же надо вводить. В этом случае малолетние водители хотя бы правила дорожного движения в автошколе выучат.
Сейчас подмосковные гаишники вышли с этими предложениями в Мособлдуму. Если региональные депутаты дадут им положительную оценку, то тогда Мособлдума выйдет с законодательной инициативой в Госдуму о внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения".
Кстати, зачастую виновниками аварии на скутерах оказываются и вполне взрослые люди, у которых есть права на мотоцикл или автомобиль. Как быть с теми, кто, даже зная правила, сознательно их нарушает? По данным статистики Главного управления обеспечения безопасности дорожного движения, за последние полгода наибольший всплеск трагических случаев наблюдается среди водителей мопедов в возрасте от 28 до 38 лет. Количество смертей в результате ДТП в этой категории выросло на 74 процента!
В ГИБДД это объясняют тем, что у людей появились деньги на покупку техники, а как с ней обращаться, они не задумываются.
В итоге игнорирование правил оборачивается большими проблемами для других участников дорожного движения.