Проходящий в городе на Неве раз в два года Международный военно-морской салон в этом году собрал рекордное число участников - прибыла 91 официальная делегация из 68 стран мира, свои экспозиции представили 410 предприятий.
В истории мероприятия впервые прошло выездное заседание военно-морских сил НАТО, посвященное вооружениям. Также первый раз три корабля НАТО были пришвартованы в Петербургской гавани - фрегат ВМС США FFG52 Carr типа Oliver Hazard Perry, голландский фрегат Van Amstel F831 ВМС и судно ВМС Германии Hamburg F220.
По словам директора департамента судостроительной промышленности и морской техники Министерства промышленности и торговли РФ Леонида Стругова, объем экспорта отечественной судостроительной отрасли вырос на 10 процентов по сравнению с прошлым годом.
- В 2005 году мы были лидерами по этому показателю, обогнав авиацию, - рассказал он, - однако с тех пор мы пребываем по объемам экспорта стабильно на втором месте и вот сейчас снова выходим вперед.
А по данным президента Объединенной судостроительной корпорации Романа Троценко, общий прирост в выпуске продукции по отрасли составил 17 процентов, а объемы военно-технического сотрудничества (ВТС) выросли на 10 процентов.
Как рассказал Троценко, российское судостроение сейчас включает в себя три оптимально сбалансированные составляющие: 30 процентов - это сектор военно-технического сотрудничества, 40 процентов составляют государственные оборонзаказы и еще 30 процентов приходится на продукцию для гражданских нужд.
- Я могу сказать, что "надводный" сегмент самой корпорации загружен на все сто процентов, и работы здесь хватает, - пояснил Троценко, - а вот объемы производства подводных судов могли бы быть и повыше, мы ждем роста заказов в этой сфере.
Сама ОСК планирует сдать 17 заказных кораблей, в том числе две атомных подлодки, для военно-морских сил России и зарубежных стран. Всего сейчас ведется работа над 54 единицами флота, из них 40 для - российских нужд, остальные - ВТС.
Так, в декабре этого года на петербургских "Адмиралтейских верфях" начнется строительство вертолетоносца "Мистраль". Согласно контракту российская сторона выполнит около 40 процентов работ, в основном по возведению корпуса. Остальную часть работ - по внутреннему оснащению - выполнят французы. Все четыре предусмотренных договором десантных вертолетоносца полностью будут построены на российской территории.
Что касается общих тенденций в судостроении, которые прослеживаются за годы проведения военно-морского салона, то эксперты утверждают, что в каждый период времени есть своя "мода" на суда. Сейчас, например, особой популярностью у заказчиков пользуются корабли второго ранга, чрезвычайно насыщенные вооружением. Многие государства сейчас заинтересованы в развитии охранных судов класса корветов водоизмещением от 2,5 до 5 тысяч тонн, оснащенных современным вооружением. Такие типы судов маневренны, относительно дешевы, поэтому флот практически любой страны может их себе позволить.