Только 50 круизных судов из 120 теплоходов, что ходят по рекам европейской части России, относительно новые - по 25-30 лет срока службы. Остальные 70 - возраста затонувшей "Булгарии" или около того. То есть по 50 лет и больше.
Эти цифры озвучила вчера исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТOР) Майя Ломидзе на пресс-конференции, посвященной безопасности отдыха на воде.
Ежегодно все суда проходят освидетельствование Российским речным регистром, проводятся ремонтные работы, разборка и при необходимости замена элементов двигательно-рулевого комплекса. Поэтому, даже 60-летнее судно может быть вполне приспособлено под круизы, уверяют в АТОР. Понятно, что сейчас туристическое сообщество всеми силами пытается убедить туристов в безопасности отдыха на воде. Еще в начале сезона эксперты оценивали прирост турпотока в этом сегменте туристического рынка на уровне 20 процентов. После катастрофы "Булгарии" спрос упал, а количество отказов от напуганных туристов растет. Как долго будет продолжаться это падение, игроки рынка предсказать не могут. Даже в кризис за счет так называемых возвратных туристов, тех, кто из года в год путешествует по любимым маршрутам, круизники держались на плаву. Но нынешняя ситуация рискует серьезно и надолго подорвать интерес к речным круизам.
Дальнейшая судьба круизов полностью зависит от государства, уверяет Майя Ломидзе. Сегодня сталкиваясь с дилеммой - покупать новые корабли или обновлять старые, пароходные компании и туроператоры всегда склоняются ко второму варианту. Средняя стоимость круизного судна 20 миллионов евро. При этом с каждого корабля, приобретенного за границей (в России круизные суда не строятся), туроператоры должны уплатить в казну государства 5-процентную пошлину и 18 процентов НДС от общей стоимости судна. "Таким образом, средний срок окупаемости судна в нынешних условиях вырастает до 20-30 лет. Ни одна компания на такие траты не пойдет", - говорит коммерческий директор крупной компании, занимающейся речными круизами, Андрей Смолин.
Даже после катастрофы "Булгарии" в Ростуризме продолжают считать, что круизы могут быть крайне привлекательным видом внутреннего и въездного туризма. По статистике, которую озвучил замглавы ведомства Евгений Писаревский, примерно
3 процента россиян от общего числа отдыхающих внутри страны выбирает речные круизы. Этот же вид отдыха предпочитают иностранцы, приезжающие в Россию. На отдельных теплоходах их число достигает 80-100 процентов. Кстати, на этот сегмент спроса кораблекрушение в Куйбышевском водохранилище пока не повлияло. Однако игроки рынка уверены, что спад будет уже в следующем году.
Туроператоры напоминают, что в СССР государство на 50 процентов спонсировало покупку новых судов. Сегодня, когда все компании, обслуживающие туристов - частные, об этом речи быть не может. "Сейчас Россия не в состоянии заменить свой флот на тот, который ей реально необходим. Должны быть какие-то решения, которые, с одной стороны, обеспечат доступность этого вида туризма, а с другой - безопасность", - отмечает Евгений Писаревский. В Ростуризме согласны, что должен работать механизм государственно-частное партнерства. При этом в ведомстве поддерживают идею бизнеса изменить существующую фискальную систему. Это снизит налоговую нагрузку на туроператоров при покупке новых судов.