Чеховский фестиваль, не оставляющий своим вниманием коллективы, полюбившиеся Москве, после прошлогоднего успеха вновь привез Compania Nacional de Danza de Espana. Для гастролей подготовлено две программы, и большинство составляющих их спектаклей показывают в последний раз.
Когда в прошлом году Compania Nacional de Danza de Espana впервые в своей истории приехала в Москву, это был один из самых знаменитых танцевальных коллективов Европы. Далеко не все знали его официальное название, потому что брендом труппы был Начо Дуато - ее художественный руководитель на протяжении двадцати лет. Compania Nacional de Danza de España была заточена под его одноактные спектакли, требующие силы, выносливости, энергии и реактивности. Тем не менее один из самых плодотворных хореографов экстра-класса, для которого нормой являются три мировые премьеры и еще пять-шесть возобновлений в год, обеспечивал своему коллективу сотрудничество с Матсом Эком, Иржи Килианом, Охадом Нахарином и другими культовыми постановщиками. Но в прошлом году, как раз во время московских гастролей, было объявлено, что испанские власти решили предпринять очередную попытку по укоренению на подведомственной территории пуантов и пачек. А плацдармом для воплощения этой идеи выбрали ведущую танцевальную компанию страны - труппу Дуато, не смутившись тем, что она насчитывает всего тридцать танцовщиков.
Благодаря этому Россия впервые заполучила на постоянную работу живую хореографическую суперзвезду: Дуато досрочно прекратил свой испанский контракт и стал главным балетмейстером петербургского Михайловского театра. А его бывшие артисты, как золушки, танцуют, зная о том, что в июле истекает срок, на который хореограф разрешил труппе исполнение своих балетов.
Москва оказалась практически последним городом, который видит знаменитые постановки Начо Дуато в аутентичном исполнении - они составляют основу репертуара Compania Nacional de Danza de Espana на Чеховском фестивале. В первую программу вошли "Arcangelo" и "Gnawa" - спектакли-контрасты, но в которых без подписи узнается почерк хореографа.
Открывающий вечер "Arcangelo" - это погружение в мечты об эпохе барокко под музыку Корелли (его именем и назван балет) и Скарлатти, где следующие друг за другом переливчатые дуэты исследуют нюансы любовных отношений, пока одна из пар не возносится в золотистом струящемся свете над темной пустотой. Гораздо изобретательнее по композиции, рисунку и ритму оказался совсем коротенький - двадцатиминутный - балет "Gnawa", который вполне может претендовать на место в числе лучших постановок Начо Дуато. Гнава - так называли потомков выходцев из Сахары, и всем своим обликом спектакль воплощает культуру средиземноморской Африки с ее гремучей африканской, берберской, арабской смесью. Хореограф не использует никаких этнографических приемов или элементов национальных танцев, но передает ритм этой крови, звучащий в музыке. И если "Arcangelo" легко представить в исполнении артистов классической школы того же Михайловского театра, то станцевать "Gnawa" так, как Compania Nacional de Danza de Espana, вряд ли кому удастся: эта невероятная прихотливость рисунка порождена их телами, отзывающимися на любой изгиб ритма.
Этой внутренней раскрепощенности не хватило исполнению третьего балета программы - "Flockwork", которая представила Москве новую звезду европейской хореографии Александра Экмана. Стиль этого 27-летнего шведа, сочетающий возможности современной техники и проблемы, обсуждаемые в социальных сетях, оказался настоящим золотым ключиком, открывающим заветные двери - после постановок в Шведском королевском балете и "Кульберг-балете" Нидерландский театр танца объявил его своим постоянным хореографом. Но "Flockwork", и созданный для гаагской компании, оказался не лучшим предложением для испанских артистов, умеющих потрясающе двигаться, но общающихся с залом посредством танца, а не слова и жеста, и совершенно не испытывающих интереса к проповедованию со сцены. Но это лишь небольшая часть навыков, которые придется в ближайшее время освоить танцовщикам Compania Nacional de Danza de Espana.