В прошлом году в США был принят закон (Foreign Account Tax Compliance Act - FATCA), который вступит в силу 1 января 2013 года и затронет деятельность российских кредитных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в той или иной форме имеющим отношение к США. Кредитные организации могут пойти двумя путями - участвовать в FATCA, подписав договор с налоговой службой США (ФРС), или не участвовать, игнорируя требования закона.
В случае неучастия с международных банковских переводов российских кредитных организаций могут быть принудительно удержаны 30%, если банк-контрагент или банк-корреспондент посчитает, что получателем платежа является налогооблагаемое в США лицо (персона США), а источником перечисляемых средств является доход, связанный с США.
В случае же участия кредитная организация будет обязана выявлять всех персон США среди своих клиентов - физических и юридических лиц, раскрывать информацию об этих лицах и их балансах в периодической отчетности, направляемой в ФРС, а также удерживать 30% с описанных выше платежей, направляемых в неучаствующие кредитные организации или клиентам, отказавшимся разрешить раскрытие своих данных ФРС. Участие предполагает понимание и решение ряда сложных юридических вопросов, связанных прежде всего с передачей (в том числе и трансграничной) клиентской информации третьим лицам.
Итак, основная цель закона - предотвращение уклонения граждан США от уплаты налогов. Поводом к принятию закона стала оценка Конгрессом ежегодных потерь американского бюджета, связанных с уклонением от уплаты налогов с использованием офшорных схем, в размере $100 млрд Предположительно, основой для таких данных могли стать недавние утечки информации об американских клиентах некоторых европейских банков. Американские законодатели надеются, что FATCA позволит значительно сократить недополучение налоговых выплат.
FATCA разработан для устранения по крайней мере двух известных лазеек в нынешнем налоговом законодательстве США. Первая состоит в инвестировании в иностранную корпорацию или траст, которые, в свою очередь, инвестирует как в американские, так и в зарубежные активы. Получается, что персона США владеет американскими и зарубежными активами через доли в таких юридических лицах, но налоговая отчетность требуется только с такого юридического лица. Для использования второй лазейки персона США может инвестировать в заграничные партнерства, не раскрывая при этом своих данных, поэтому налоговый агент (кредитная организация) не сможет удерживать налог или отчитываться перед налоговой службой ФРС.
FATCA будет касаться платежей, произведенных после 31 декабря 2012 года, однако масштаб того, что необходимо сделать для минимизации возможных проблем, не оставляет много времени для раздумий.
Выполнение требований FATCA потребует серьезной юридической проработки с точки зрения российского законодательства в сфере передачи клиентской информации, безакцептного списания части входящих платежей, последующего их перевода в IRS, а также трансграничной передачи информации о платежах.
Хотя много важных деталей нового закона еще прорабатывается американской стороной, уже сейчас кредитные организации могут принять решение об участии или неучастии в выполнении этого закона и, в случае положительного решения, предпринять определенные шаги в зонах ответственности налогового подразделения, подразделения комплаенс контроля, финансового мониторинга, юридического отдела, службы информационных технологий, управления по работе с персоналом и, безусловно, клиентских подразделений. Налоговое подразделение и юристы должны следить за новостями от казначейства США, четко понимать роли подразделений компании и финансовые потоки, которые могут содержать налогооблагаемые платежи, заранее подумать о сборе данных и отчетности в отношении FATCA. Кроме того, юристам придется тщательно проанализировать возможный конфликт законодательств России и США, особенно в сфере раскрытия информации третьим лицам. Служба комплаенс должна задуматься об алгоритмах, выработке процедур и документации, необходимых для выявления счетов США среди имеющихся клиентов или при их открытии, а также выработке процедур и документации, обеспечивающих выявление таковых при открытии счетов. Бизнес может начать разработку информационных материалов для клиентов и других вовлеченных сторон, включая инвесторов, кредиторов и контрагентов; оценить влияние выполнения требований FATCA на общие процессы, такие как управление рисками, деятельность казначейства и др. Безусловно, планирование бюджета для найма и обучения соответствующих сотрудников, а также других расходов можно сделать уже сейчас. Служба информационных технологий может начать анализ существующих систем, информации и данных, модифицировать процессы сбора данных и определить потребности в новых системах. Управление по работе с персоналом может начать обучение сотрудников, откорректировать поставленные задачи и систему оценки работы персонала, а также разработать информационную стратегию.
FATCA стоит в ряду таких глобальных инициатив США, как законы о борьбе с коррупцией и терроризмом, и мировое экономическое сообщество имеет определенные навыки их применения. Наверное, самой главной ошибкой на сегодня было бы традиционное желание подождать, посмотреть, как пойдет дело, а там либо почти все отменят, либо дадут еще время, если все по-серьезному. Вероятность отмены весьма невелика, поскольку налоги нужны всегда, а особенно в нынешней послекризисной ситуации и условиях растущего дефицита американского бюджета. Возможный конфликт законодательств скорее всего также будет улажен и также не будет причиной отмены. Наш анализ лишний раз подтверждает - для применения FATCA требуется достаточно длительная подготовительная работа, которую будет просто невозможно выполнить "за ночь перед экзаменом". Поэтому хочется пожелать финансовому сообществу страны успеха и не откладывать работу над FATCA в долгий ящик.