Предоставление предприятиям разнообразных дотаций и льгот из казны региона "создает проблему недостаточности финансовых ресурсов", а эффективность этих затрат не всегда очевидна.
Об этом на заседании правительства Воронежской области заявил первый вице-губернатор Александр Гусев.
В прошлом году экспертный совет одобрил более 70 инвестпроектов, которые получили господдержку более чем на три миллиарда рублей. В основном напрямую - в виде субсидий и компенсаций. На налоговые льготы, то есть не полученные регионом средства, пришлось 800 миллионов. При этом на преференции претендует гораздо больше инвесторов, чем может "прокормить" бюджет. Объем предполагаемой потребности на 2011 год превышает два миллиарда рублей, а запланировано выделить 650 миллионов. В 2010-м, кстати, на поддержку особо значимых инвестпроектов потратили порядка 260 миллионов.
Руководитель управления Федеральной налоговой службы по Воронежской области Сергей Дуканов на протяжении ряда лет, в том числе на страницах "РГ", высказывал аргументированные сомнения в том, что действовавшая в регионе система стимулирования бизнеса была оптимальной. Казалось, власти не могли определиться с приоритетами: то ли спасать угасавшую обрабатывающую промышленность, то ли поощрять и без того успешные производства (например, в пищепроме). На этот раз главный налоговик подчеркнул, что господдержки не заслуживают предприятия, не выполняющие налоговые или социальные обязательства.
Наиболее внимательного рассмотрения требует вопрос о компенсации затрат на инфраструктуру и технологическое присоединение, отметил Александр Гусев. Именно здесь, по оценкам специалистов, коренится главная причина дефицита бюджетных средств по мерам поддержки. Значит, эти расходы надо оптимизировать, а в дальнейшем, вооружившись прогнозами, подумать об ограничении размеров субсидий на инфраструктуру. Но, по мнению президента регионального Совета промышленников и предпринимателей Виктора Попова, при тех расценках на подключение к сетям, которые установлены монополистами, урезать эти целевые субсидии преждевременно.
Решением проблемы может также стать дифференциация способов помощи инвесторам - в зависимости от типа, значимости и отраслевой принадлежности проектов. В любом случае хорошо бы перейти к комплексному планированию инвестиций.
В ближайшее время в Воронежской области намерены создать автоматизированную информационную систему мониторинга инвестпроектов и наладить их поэтапное сопровождение, чтобы минимум в полтора раза ускорить оформление проектной документации, запуск производства и получение господдержки. Кроме того, чиновники признали необходимым создание муниципальных залоговых фондов - к чему на протяжении ряда лет призывали, в частности, фермеры.
Мнение
Виктор Попов,
президент Совета промышленников и предпринимателей Воронежской области:
- Предоставление областных гарантий и залоговой базы, поручительство по кредиту - вещи очень важные: иногда предприятие готово развиваться, но все, что могло, уже заложило в банке. Снижать объемы господдержки или отказываться от каких-то ее форм на данный момент не стоит. Все механизмы нужны, только вот используются они немного по-чиновничьи, как в афоризме Черномырдина... Понятно, что время диктует приоритетные схемы: когда-то для предприятий были наиболее актуальны льготы по определенным налогам, потом на первый план вышло субсидирование процентных ставок по инвестиционным кредитам. Конечно, прежде всего нужны заказы - будет работа, будут и средства на повышение зарплат, модернизацию, НИОКР... Но кто в России размещает стабильные и крупные заказы? Сырьевые монополисты. Значит, надо их подталкивать к тому, чтобы они работали с отечественным производителем. Воронежские предприятия, выпускающие оборудование для нефтегазовой отрасли, не бедствуют. Пора подключать и другие заводы.
Справка "РГ"
В 2010 году организациям реального сектора экономики в Воронежской области была предоставлена господдержка в объеме более 7,6 миллиарда рублей (90 процентов - в виде прямого финансирования). Подавляющее большинство получателей прямых дотаций - предприятия АПК. Две трети средств направлено уже не на преодоление последствий кризиса, а на развитие.