Всю ночь с понедельника на вторник из-под правого борта судна поднимали грунт - убирали песчаный бугор, который помешал поставить теплоход на ровный киль. К утру было поднято четыреста тон песка, но на этом работы не прекратились.
Плавучий кран "ОТ-2460", оборудованный ковшами, продолжал расчищать дно примерно до полудня. Корреспонденту "РГ" удалось понаблюдать за этим процессом. На его глазах ковш вместе с грунтом вытащил из воды элемент корпуса "Булгарии"...
По словам замглавы Минтранса России, руководителя операции по подъему судна Виктора Олерского, сравнять бугор было необходимо для того, чтобы поставить судно на киль с креном не менее трех градусов. При другом показателе подъем "Булгарии" был бы затруднителен. Заместитель министра заверил, что работы идут в соответствии с планом. В течение вторника водолазы заводили под судно металлические "полотенца". Олерский отметил, что в работе наметилась положительная тенденция: стропы почувствовали нагрузку, а на поверхность воды выходят пузырьки воздуха. Это означает, что судно начало сдвигаться с места.
До последнего момента работа протекала достаточно тяжело. Так в понедельник водолазы пытались зацепить за "Булгарию" новый строп десять часов подряд. Это не смогли сделать девять водолазов, и только десятому удалось. В результате немного отстали от графика.
Чтобы защитить место проведения операции от ветра, был создан караван из барж с гравием. Примерно в 21.30 здесь разразилась гроза, из-за которой работы были приостановлены на полтора часа.
Еще одна проблема - ил, который буквально присасывает теплоход ко дну. Тем не менее, Олерский настроен позитивно. Замминистра транспорта РФ отметил, что особая нагрузка ложится на водолазов.
- Все работают на энтузиазме. В хорошем смысле этого слова, - заявил он. - Нам не на что жаловаться. Вся техника необходимая есть.
Между тем на помощь участникам операции пришло казанское православное духовенство. Вчера на катере на место крушения прибыли два священника: отец Роман, глава медицинского отдела Казанской епархии РПЦ, и отец Виталий, сотрудник отдела по взаимодействию с вооруженными силами. Они отслужили на воде панихиду по погибшим - во вторник наступил девятый день со дня катастрофы. Кроме того, они совершили молебен о том, чтобы подъем "Булгарии" прошел успешно.
Напомним, что по факту кораблекрушения "Булгарии" возбуждены три уголовных дела о нарушении правил эксплуатации и оказании туристических услуг, а также о неоказании помощи терпящим бедствие. Следствие поручило транспортной полиции задержать и доставить в Казань капитана судна "Арбат" Юрия Тучина и капитана судна "Дунайский-66" Александра Егорова. Один из них - Егоров - уже в Казани и отвечает на вопросы следователей. Как сообщил казанским журналистам министр внутренних дел РТ Асгат Сафаров, "следственный комитет обязательно даст оценку действию капитана судна, который действительно был ближе к месту аварии и не предпринял никаких мер для спасения людей". В то же время, по его словам, "Булгария" так быстро пошла ко дну, что в условиях разыгравшейся непогоды проходящие в полутора километрах мимо нее суда могли этого, как и тонущих людей, не заметить.
Ранее Виктор Олерский заявил, что нельзя однозначно оценивать действия капитанов барж, не оказавших помощь "Булгарии". По его словам, "большие суда могли навредить, что называется, подавить народ". А капитан теплохода "Арабелла", спасший выживших во время кораблекрушения пассажиров, утверждает, что сам попросил капитана одной из барж не подходить к месту происшествия, поскольку "Арабелла" могла более оперативно оказать помощь...
Уголовное дело возбуждено и по факту самовольного ухода из порта Казани дизельэлектрохода "Петр Алабин" - близнеца затонувшей "Булгарии". Теплоход шел по маршруту "Самара - Казань - Чебоксары". По прибытию в столицу Татарстана 11 июля в порту его задержали для прокурорской проверки. Выяснилось, что судно вышло в рейс с неисправной радиолокационной станцией и при отсутствии свидетельства об испытаниях детских спасательных жилетов. Кроме того, прокуратура обнаружила ложные данные о дате постройки "Петра Алабина": по документам, судно было построено в 1995 году, а в действительности - на сорок лет раньше...
Остаются под стражей генеральный директор "Аргоречтура" - арендатор "Булгарии" Светлана Инякина и старший эксперт Камского филиала Российского речного регистра Яков Ивашов. Рассмотрев кассационную жалобу адвоката Инякиной с просьбой выпустить обвиняемую под залог, подписку о невыезде или домашний арест, Верховный суд Татарстана решил оставить меру пресечения без изменений. Сейчас Инякина находится в СИЗО-2. На очереди - рассмотрение жалобы защитника Якова Ивашова.
Тем временем операция по подъему "Булгарии" продолжается.