Создание портовой особой экономической зоны в Мурманской области может быть отложено

Неожиданные проблемы возникли со строительством одного из ключевых объектов Мурманского транспортного узла и портовой особой экономической зоны в Мурманской области. Речь идет о железнодорожной ветке от станции Выходной до станции Лавна. Без чего невозможно создание нового угольного терминала на западном берегу Кольского залива. Земельный участок под строительство ветки до сих пор не выделен.

Конфликт вне плана

Главные надежды на развитие экономики Кольского края связаны с Мурманским транспортным узлом (МТУ) и портовой особой экономической зоной - основными инвестиционными проектами региона. О необходимости их создания говорится уже много лет, однако ситуация сдвинулась с мертвой точки лишь недавно. 26 октября 2010 года вступило в силу постановление правительства РФ N 800 о создании ПОЭЗ "Мурманск". Затем 17 ноября представители министерства экономического развития РФ, администраций Мурманской области, Мурманска и Кольского района подписали соглашение о создании ПОЭЗ. Предполагается, что благодаря этому в регионе появятся новый комплекс по перевалке нефти и нефтепродуктов, терминал по перевалке угля, реконструированный портовый терминал по обработке судов рыбопромыслового флота и другие объекты. Этот исторический момент дал толчок и Мурманскому транспортному узлу, поскольку оба проекта тесно взаимосвязаны экономически и географически.

Настал период тяжелой работы. В мае 2011 года по итогам открытого конкурса был заключен контракт на разработку проектной документации "Комплексное развитие Мурманского транспортного узла". В частности, предстоит спроектировать железнодорожную ветку общего пользования от станции Выходной до станции Лавна, которая их соединит. Примерно через год проект должен быть готов. Как сообщили в министерстве транспорта и связи Мурманской области, ветка позволит ускорить строительство новых терминалов в районе реки Лавна и в дальнейшем позволит нормально функционировать портовой особой экономзоне.

В свою очередь от станции Лавна до портового терминала на западном берегу Кольского залива нужно построить отдельную железнодорожную ветку ограниченного пользования - без нее терминал работать не сможет. Однако работа застопорилась из-за конфликта, который уже давно разгорелся между строителями и сельскохозяйственным производственным кооперативом "Полярная звезда".

Суд да дело

Директор кооператива Владимир Сидоров считает, что железная дорога разрушит очистные сооружения и лучшие сельхозугодья "Полярной звезды". Все это приведет к убыткам, которые кооперативу никто не компенсирует. Кроме того, по его мнению, железная дорога затронет поселок Междуречье, в результате чего могут пострадать интересы его жителей.

В свою очередь строители с этими утверждениями не согласны. Участники конфликта договориться пока не могут. Тем временем строительство угольного терминала весьма существенно задерживается.

В 2010 году строители должны были запустить первую очередь терминала на 6 миллионов тонн угля. Предполагалось, что в 2012 и 2014 годах вступят в действие третья и четвертая очереди на 6 миллионов тонн каждая. Но поскольку с продвижением проекта случились определенные сложности, сдача объектов в эксплуатацию отстала от планов на 2-2,5 года.

По словам строителей, это ведет к огромным потерям регионального бюджета. В пример приводится построенный кузбасскими угольщиками терминал в Ленинградской области, который дает бюджету области 971 миллион рублей в год. Сопоставимую сумму, по их мнению, Мурманская область могла бы получить уже в 2011 году.

Проволочки с Мурманским транспортным узлом и особой экономической зоной вредят имиджу областной администрации

Одновременно строители судятся и с администрацией района. Дело в том, что железная дорога должна пройти по его территории. Но районная администрация не выдала компании акт выбора земельного участка под эти цели.

Это решение строители оспорили в Арбитражном суде Мурманской области, однако получили отказ. Вторая инстанция (13-й Апелляционный арбитражный суд) отменила решение Арбитражного суда Мурманской области и признала действия администрации района незаконными, обязав выдать акт. В свою очередь районные власти обратились в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа, который в июне 2011 года отменил решение предыдущей инстанции и признал действия чиновников правомерными. Сейчас строители намерены обжаловать и это решение.

- Вопрос действительно затянулся, - подчеркнул заместитель министра экономического развития Мурманской области Виктор Горбунов. - Но это не задержит реализацию проектов МТУ и ПОЭЗ. В следующем году начнется строительство железной дороги, все земельные вопросы будут решены. После подготовки проектно-сметной документации дело пойдет быстрее. Отвод земли под федеральные нужды этот спор закроет.

Землетрясение

Однако эксперты бизнес-сообщества Мурманской области считают, что уладить этот спор будет сложно. Как сказано в решении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа, запрашиваемый строителями участок находится частично в границах земельного участка "Полярной звезды", который арендован кооперативом на 50 лет и поставлен на кадастровый учет. Земельный кодекс указывает, что этот участок можно изъять у арендатора только в исключительном случае, когда на нем предполагается размещать объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи. В прошлом году минтранс своим приказом поручил Росморречфлоту и Росжелдору зарезервировать для федеральных нужд земли, где предполагается размещать объекты капитального строительства федерального значения МТУ - угольный и нефтяной терминалы и железную дорогу от станции Выходной до Лавны и далее к портовым терминалам. Приказ есть, но решений о резервировании нет до сих пор. А значит, нет и оснований изымать землю у "Полярной звезды".

Судя по судебному решению, районные чиновники оказались между двух огней. С одной стороны, на них давят региональные власти, требуя разрешить бизнесу строиться. Это объяснимо: проволочки с МТУ и ПОЭЗ очень вредят имиджу областной администрации. С другой стороны, уступить этому давлению означает нарушить Земельный кодекс и собственноручно отправить себя на цугундер.

Есть и другие проблемы. По мнению исполнительного директора Баренцевоморской рыбоперерабатывающей ассоциации Игоря Савченко, портовые терминалы ряда потенциальных резидентов ПОЭЗ расположены в границах морского порта Мурманск на землях поселений, которыми распоряжаются муниципальные образования. Заинтересованные федеральные ведомства могут потребовать перевода этих земель в категорию земель промышленности и транспорта. Это не может не сказаться на муниципальных бюджетах, и не исключены новые конфликты. А значит, необходим какой-то компромисс - может быть, в виде компенсаций. В свою очередь Виктор Горбунов считает, что перевод земель из одной категории в другую не вызовет каких-либо серьезных проблем. По его словам, процедура их передачи давно проработана. Да, при передаче земель муниципалитеты вряд ли смогут рассчитывать на компенсации. Но они не останутся внакладе, когда построенные на переданных землях предприятия начнут работать. И здесь главное, чтобы стройки не превратились в долгострой, подчеркивают потенциальные резиденты ПОЭЗ.