Во всех регионах СЗФО ведется процесс передачи земли и имущества минобороны регионам. Но этот процесс идет очень медленно, и проблемы, с которыми сталкиваются власти на местах, аналогичны дальневосточным - о них недавно говорил президент РФ Дмитрий Медведев.
Псков
В Псковской области, например, пустуют два новых детских сада во Пскове - на улице Шестака и в микрорайоне Кресты. Объекты возводило министерство обороны. Как рассказали "Российской газете" в региональной администрации, основные строительные работы были завершены несколько лет назад, однако вопрос о передаче дошкольных учреждений из федеральной собственности в муниципальную не решен до сих пор. В апреле 2009 года глава региона Андрей Турчак обсуждал его на встрече с Анатолием Сердюковым, но безрезультатно. К решению проблемы в "ручном" режиме пришлось подключиться Владимиру Путину. В мае этого года премьер-министр совершил рабочую поездку в Псковскую область, в ходе которого пообещал переговорить с главой минобороны лично.
Волокита с передачей земли минобороны в муниципальную собственность чуть не лишила Псковскую область денег Фонда содействия реформированию ЖКХ, по линии которого регион должен получить в этом году порядка 250 миллионов рублей. В апреле фонд приостановил финансирование программ Псковской области из-за недоработок, выявленных в отчете региона за 2010 год. Камнем преткновения стал один-единственный многоквартирный дом в городе Остров, когда-то принадлежащий минобороны. Здание дома министерство передало в муниципальную собственность в 2004 году, однако земельный участок под строением остался в федеральном ведении, что помешало муниципалитету поставить этот кусок земли на кадастровый учет.
Мурманск
В Мурманской области многие земельные участки и постройки числятся на балансе минобороны, хотя на их содержание военные уже давно не перечисляют ни копейки. Речь идет о самых разнообразных объектах - в том числе котельных и инженерных сетях, от состояния которых зависит существование нескольких поселков Заполярья. Сегодня большая часть собственности минобороны находится в плачевном состоянии. Однако ремонтировать котельные и инженерные сети минобороны не планирует, муниципалитеты же не имеют права тратить деньги на ремонт объектов федерального ведомства.
Как отмечают в администрации Мурманской области, до сих пор нет полной ясности даже в количестве объектов, которые должны стать гражданскими. Военные считают, что их 573, тогда как, по данным областной администрации, передаче подлежат 632 объекта. Более того, смена собственника для большинства из них технически невозможна, поскольку нет ни правоустанавливающих документов, ни кадастровых паспортов.
Примером такой ситуации может служить котельная в Заозерске - базе подводных лодок Северного флота. Котельная была построена в 60-х годах прошлого века и серьезно ни разу не ремонтировалась. При этом в городе живут более 13 тысяч человек, которые в случае крупной аварии зимой останутся без тепла и горячей воды. Минобороны готово передать котельную городским властям - правда, в "первозданном" виде. Однако принимать ее в таком состоянии на свой баланс город не может - в бюджете Заозерска попросту нет денег на ремонт "доисторической" котельной.
Карелия
В Карелии в ведении минобороны находится взлетно-посадочная полоса и часть территории злополучного аэропорта Бесовец, где 20 июня разбился самолет ТУ-134. Власти республики планируют переоборудовать аэропорт, потратив на это 800 миллионов рублей, однако модернизация воздушного комплекса возможна только с согласия министерства обороны. Похожая ситуация в Новгородской области, где земельные участки под размещение аэровокзального комплекса и средств посадки в аэропорту Кречевицы необходимо брать в аренду у военного ведомства.
Калининград
В структуре земельного фонда Калининградской области земли минобороны занимают около 5 процентов. Немного, но с учетом расположения этих земель и возведенных на них инфраструктурных объектов они значимы для региона. Однако региональным и муниципальным властям получить в свое распоряжение из почти 40 военных городков, оставшихся бесхозными после сокращения гарнизонов, удалось единицы.
К примеру, двадцать лет в центре курортного города Пионерский находился в запустении участок в 46 гектаров, где когда-то базировалась воинская часть. И только выбор этого места под правительственную резиденцию положил конец его несчастливой планиде. Город теперь ежемесячно получает в бюджет около двух миллионов рублей земельного налога. А готовящийся к открытию многофункциональный комплекс для проведения официальных и деловых встреч, международных саммитов будет оказывать услуги также населению и туристам.
Имущество воинской части в Озерске - 25 пустующих зданий на площади 16 гектаров от разграбления спасла своевременная передача в муниципальную собственность. Реконструированный под переселенческий пункт на 700 человек военный городок готов к эксплуатации. Правда, новый миграционный центр так и не заработал: власти сочли нецелесообразным заселять депрессивный район с самым высоким в области уровнем безработицы. Но площадка используется как досуговый молодежный центр. А вот в Багратионовском районе переоборудованная ранее казарма стала временным пристанищем для 350 участников программы добровольного переселения.
Поселок Мирный Краснознаменского района, стоящий на земле минобороны, 17 лет не может обрести гражданский статус. По этой причине местные жители, бывшие работники подсобного хозяйства Балтфлота, не могут ни приватизировать участки и свои дома, ни кредит взять. Зато налоги на землю и имущество не платят. Настоящий военный коммунизм.
Бывший начальник отдела внешних связей администрации Балтийского района Виктор Кошелев не понаслышке знаком с трудностями земельных переводов из ведения минобороны гражданским властям.
- Идею организации гражданского паромного терминала в третьем и четвертом бассейнах военно-морской базы в Балтийске мы продвигали около 13 лет, - вспоминает он. - Только после приезда в область Владимира Путина, занимавшего тогда пост президента страны, было принято решение о передаче неиспользуемых минобороны объектов в ведение минтранса. Зато сейчас здесь налажено грузовое и пассажирское сообщение. А в случае войны здесь с таким же успехом могут разместиться и военные корабли.
При этом, как считает Виктор Кошелев, проблема не только в заинтересованности или незаинтересованности минобороны. Дело в настойчивости и желании местных чиновников отвоевывать интересные объекты. Яркий пример - Балтийская коса. Раньше здесь располагалась военно-воздушная база Балтийского флота. Войска с косы выведены давно, а аэродром и гидрогавань по-прежнему пустуют и разрушаются, хотя это отличное место для развития туризма. К тому же планы построить на этой территории международный многоцелевой центр образования, рекреации, оздоровления, организовать марину для яхт, развивать авиационный спорт уже давно проговорены.
Впрочем, большинство решений по передаче земель минобороны в ведение регионов и муниципалитетов принимается "на высшем уровне", отмечают эксперты "РГ". "Поэтому ускорение процесса, к сожалению, мало зависит от чиновников на местах, - комментирует "Российской газете" ситуацию управляющий партнер одного из крупных московских юридических агентств, бизнес-тренер Moscow Business School Сергей Андреев. - Единственное, что могут предпринимать местные власти, - обращаться к первым лицам государства и рассказывать о проблемах региона в СМИ".
Как подчеркивает Сергей Андреев, процесс передачи земель из одного ведомства другому - достаточно длительное и дорогостоящее удовольствие. Для начала необходимо провести кадастровый учет земли, который включает в себя сложную процедуру межевания. Затем план межевания и другая документация, удостоверяющая право собственности ведомства на объект, передается в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии. Учетная запись о регистрации объекта вносится в Государственный кадастр недвижимости в течение 20 рабочих дней.
Межевание - это проведение работ по установлению на местности границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и определением их координат. Эта процедура является самой дорогой статьей в денежных затратах, производимых в ходе оформления земли. "Средняя рыночная стоимость работ составляет 1000 рублей за одну сотку, - продолжает эксперт. - Можно представить, какие суммы вынуждены тратить государственные структуры на выполнение указанных работ. Сейчас услуги межевания предоставляются частными компаниями или индивидуальными предпринимателями (кадастровыми инженерами). Для заключения контракта с контрагентом проводится государственный конкурс, что тоже требует времени".
Второй этап передачи прав на земли из ведения минобороны в ведение субъекта РФ - издание соответствующего приказа военного ведомства. Только после этого по распоряжению главы региона участки могут быть переданы в муниципальную собственность.
"Отсутствие кадастрового учета земель и существенной статьи бюджета для его проведения - объективная причина долгосрочной передачи земель из ведомства минобороны в ведомство регионов и муниципалитетов", - подводит итог Сергей Андреев. И добавляет, что процесс, как правило, получает развитие только после вмешательства первых лиц государства. Впрочем, пока проблема передачи земель минобороны в ведение субъектов СЗФО не мешает проведению крупных международных саммитов и совещаний. Поэтому специального визита Анатолия Сердюкова во Псков, Калининград или Мурманск и решения земельных проблем регионов Северо-Запада в "ручном" режиме пока ожидать не приходится.