Энергопром рассчитывает в 2014 году выйти на рынок с принципиально новой продукцией

Отечественные ученые совместно с промышленной группой Энергопром, одним из крупнейших в мире производителей углеграфитовой продукции, приступили к масштабному проекту создания нового типа графита. Прежде всего его производство обойдется дешевле зарубежных аналогов, что в конечном счете скажется на его стоимости для потребителей. К тому же благодаря использованию перспективных технологий этот материал будет отличаться высоким качеством, соответствующим международным стандартам.

В нашей стране наукоемкие проекты в несырьевой сфере нечасто доходят до стадии массового производства. Правда, есть надежда, что в ближайшем будущем такая ситуация кардинально изменится. Свидетельством реализованного технологического прорыва может стать создание и налаживание массового запуска нового вида графитовой продукции - наномодифицированного изостатического графита.

Стоимость программы, рассчитанной до 2014 года, составит около 20 миллионов долларов. Основным идеологом проекта по созданию материала нового поколения, который уже успешно зарекомендовал себя на международных рынках, является Группа Энергопром, объединяющая предприятия по производству графитовых и углеродных изделий в России (Челябинский, Новосибирский и Новочеркасский электродные заводы, а также ООО "Донкарб Графит"); в проекте также участвуют заслуженные российские ученые, которые обладают теоретическими разработками в данной области.

Изостатический графит производится в США, Японии, Германии, Китае, Франции и Индии, производители из этих стран держат около 80% рынка продукции. Россия, традиционно занимая весомые позиции в мире по производству, также заинтересована в налаживании выпуска материалов нового поколения, к которым как раз относится изостатический графит. Тем более сами участники рынка говорят о том, что для промышленных отраслей экономики нужен графит нового поколения.

Сегодня большая часть российских потребителей вынуждена покупать изостатические виды графита за рубежом, неся высокие расходы на импорт. Но уже после 2014 года вполне вероятно, что эта ситуация несколько изменится: наша страна имеет высокие шансы закрепиться на этом рынке, обеспечить внутреннюю потребность и наладить экспорт этого вида продукции. Учитывая растущий внутренний и международный спрос на продукцию, а также относительно умеренные затраты на производство при использовании отечественных ресурсов и мощностей, такие прогнозы вполне жизнеспособны.

В целом, уже сейчас говоря об изостатическом графите, без этого материала сегодня сложно представить нормальную и успешную работу десятков отраслей экономики. К примеру, изостатический графит используется в производстве полупроводников, в авиации и ракетостроении, в машиностроении, цветной металлургии, атомной энергетике, в производстве элементов солнечных батарей и жидкокристаллических дисплеев, в ювелирном производстве, нанотехнологиях и т.д. Востребован графит и в новых, недавно появившихся технологических процессах. Речь идет о биомедицинской индустрии, производстве микрочипов, солнечных батарей, светодиодной технике. Эти отрасли развиваются во всем мире опережающими темпами, а значит, спрос на графит нового поколения будет только увеличиваться. Восполнить наметившийся дефицит и призван наномодифицированный изостатический графит.

Изостатический графит изготавливают из углеродного сырья, которое подвергают формованию на прессе изостатического прессования для обеспечения его равномерных свойств, затем он проходит несколько стадий высокотемпературной обработки, что придает ему уникальные свойства. У него высокая и более равномерная плотность, он обладает высокой тепло- и электропроводимостью, устойчивостью к температурным и химическим нагрузкам, обладает малым удельным весом, легко обрабатывается и мало подвержен износу в применяемых условиях.

На фоне очевидных технологических преимуществ изостатического графита в условиях российского рынка существует и экономическая подоплека выхода на рынок производства этой продукции. Сейчас основные международные производители диктуют свои правила игры, в результате чего ценообразование на их продукцию носит откровенно спекулятивный характер. При этом важно понимать, что конечная стоимость продукции - немаловажный фактор для принятия решения со стороны потенциальных потребителей. Но достичь компромиссного варианта, который был бы взаимовыгоден и производителям, и потребителям вполне возможно - залог успеха может состоять в производстве качественной и конкурентоспособной продукции при сохранении адекватной стоимости.

Представители Энергопрома рассчитывают, что российскому изостатическому графиту удастся выдержать серьезную конкуренцию - прежде всего на внутреннем рынке. Им удастся предложить условия, которые будут приняты местными потребителями. Кроме того, существует определенный оптимизм относительно продвижения отечественной продукции и на международных направлениях.

"Мы ожидаем, что нам удастся выйти на этот рынок в соответствии с существующими планами и верим в то, что нам удастся на нем закрепиться, потому что мы четко понимаем направления работы. Рыночная стоимость нашего изостатического графита будет на 10-20 процентов ниже цен, которые сейчас существуют на мировом рынке - это достижимо. Низкая себестоимость нашего продукта будет обеспечена как за счет использования нового сырья, так и особенностей производства в российских условиях", - пояснил генеральный директор ЗАО "Энергопром Менеджмент" Алексей Надточий. - В соответствии с планами реализации проекта российский графит может быть доступен потребителям уже в 2014 году".

Не исключено также, что работы по проекту будут ускорены, если к нему подключатся государственные институты, заинтересованные в модернизации отрасли и практическом внедрении перспективных отечественных разработок. Общий объем финансирования в него оценивается в двадцать миллионов долларов: эти деньги пойдут на технологические изменения при производстве графита и модернизацию оборудования. В масштабе финансовых потоков российских сырьевых компаний эта сумма выглядит незначительной. Тем не менее, необходимо учитывать, что в данном случае речь идет не о продаже сырья, а о производстве высокотехнологичного продукта с высокой добавленной стоимостью. Помимо завоевания рынка и организации новых рабочих мест проект позволит отечественной индустрии подняться на новую технологическую ступеньку, повысив качество и конкурентоспособность национальной продукции на межгосударственном уровне.