"РГ" выяснила, как изменился туристический рынок после трагедии "Булгарии"

Трагедия в Куйбышевском водохранилище заставила многих туристов задуматься о том, стоит ли отправляться в круиз этим летом, часть людей уже отказались от путевок.

Корреспонденты "РГ" выяснили, как на возникшую ситуацию отреагировали туроператоры и как она отразилась на отрасли в целом.

Самара

Самарские туроператоры, пожалуй, наиболее откровенно высказали витающий в воздухе пессимизм. По словам руководителя компании "Волга-Флот-Тур" Елены Борискиной, если в первые дни после катастрофы казалось, что падение рынка уложится в 30 процентов, то сейчас прогнозы еще более мрачные.

- Сначала люди просто звонили, выражали беспокойство, теперь практически каждый день идут отказы от путевок, - говорит Борискина. - Люди боятся. Плюс из-за бесконечных проверок теплоходы на много часов выбиваются из расписания. И пассажиры, и их родственники нервничают.

С коллегой солидарна генеральный директор туроператора "Спутник-Гермес" Наталья Денисова:

- Обстановка и так очень нервная. К тому же ее постоянно подогревают СМИ своими не совсем точными сообщениями. Ежедневно говорят о десятках задержанных судов, но умалчивают, что это все суда не туристические. К ним как раз нет никаких претензий.

Компания Денисовой уже понесла серьезные убытки, поскольку продавала путевки на скандально знаменитый теплоход "Петр Алабин". После ареста судна ей пришлось за свой счет организовывать для пассажиров автобусные экскурсии в Чебоксары и Казань, а затем опять же автобусами возвращать людей в Самару. Кроме того, оператору пришлось вернуть около 1,5 миллиона рублей за проданные до самого конца навигации на "Петр Алабин" путевки, поскольку судьба теплохода неясна.

Самарские туроператоры прогнозируют падение сегмента речных перевозок на 30 и более процентов

И.о. заместителя министра транспорта и автомобильных дорог Самарской области Константин Елфимов не считает ситуацию критичной:

- Конечно, компаниям предстоит подсчитать прибыльность-убыточность этого сезона. Но время пройдет, люди успокоятся. Перспективы у отрасли речного туризма нормальные, проблем здесь я не вижу. Особенно если после случившегося все - и владельцы судов, и проверяющие органы, и государство в целом - будут уделять больше внимания безопасности и перспективам развития.

Нижний Новгород

Проверки судов идут и в приволжской столице. По данным Верхне-Волжского филиала речного регистра, в Нижнем Новгороде насчитываются 89 пассажирских судов, в том числе 7 паромов. Специальные комиссии проверяют наличие на кораблях шлюпок, а также то, насколько информированы пассажиры о правилах поведения во время чрезвычайной ситуации. Несколько нижегородских судов уже проверены в других городах. В Нижнем Новгороде исследуют суда, которые не числятся в области, но заходят в местный порт.

Крупнейшая нижегородская турфирма, специализирующаяся на речных круизах, после трагических событий на Куйбышевском водохранилище организовала для местных телекомпаний пресс-тур на свое судно, чтобы показать положительный итог его проверки госкомиссией. Как сообщается на сайте компании, цены на речные круизы заморожены на июньском уровне.

Ульяновск

Ульяновские турагентства в один голос заявляют, что количество желающих отправиться в путешествие по Волге не изменилось.

- Мы с судами такого типа (как "Булгария") не работаем. Наши клиенты путешествуют на трех-четырехпалубных комфортабельных теплоходах. Возвратов билетов не было, кто купил путевки - все отправились в плавание, - рассказали корреспонденту "РГ" в одной из компаний.

В другом турагентстве постоянно сотрудничают с определенной теплоходной компанией. Судно, на которое продают путевки, тоже имеет приличный возраст (1960 года выпуска), но, как пояснили сотрудники, оно "более чем надежное".

В дальние путешествия по Волге отправляется немного ульяновцев: в каждом турагентстве в месяц продают примерно по 8-10 путевок. А вот часовые прогулки по воде в городе пользуются успехом. В нынешнем году местный речпорт перевез на своих двух суднах - "Московский-20" и "Герой России Юрий Эм" - около 16 тысяч пассажиров.

- Теплоходы прошли все необходимые проверки, нарушений не выявлено. Мы работаем в прежнем режиме, - рассказали в речпорту.

Пермь

По данным пермских туроператоров, наполняемость судов, которые готовы отплыть в круиз в конце июля и начале августа составляет более 90 процентов. При этом отказываться от купленных билетов после трагической гибели теплохода "Булгария" пока никто не собирается. По прогнозам, порядка 2600 мест в каютах кораблей Камского речного пароходства, средний возраст которых сегодня составляет более 50 лет, будут полностью востребованы до конца этого сезона.

- В первые несколько дней после аварии на нас обрушился шквал телефонных звонков - купившие билеты туристы интересовались, прошло ли технический осмотр судно, на котором им предстояло отплыть в круиз, - пояснила менеджер компании "Кама-Трэвел" Ксения Скобкарева. - Однако никто от купленных путевок не отказался. В результате мы выложили всю свежую документацию о технических осмотрах на наш сайт.

В свою очередь начальник Камского линейного отдела Волжского ГМРН Ространснадзора Валерий Михеев отметил, что большинство заходящих в Пермь больших пассажирских судов проходят процедуру осмотра. В первую очередь проверяются документы, свидетельствующие о том, что судно соответствует требованиям ФГУ "Российский Речной Регистр". Кроме того, проверяется квалификация команды корабля (дипломы и свидетельства), а также наличие спасательных средств.

За последний месяц в силу предписания пермского отделения Речного Регистра были отменены рейсы только у одного судна - теплохода "Иртыш", который следовал местным маршрутом Пермь - Заречный - Пермь. В частности, государственные контролеры установили, что теплоход не укомплектован спасательными средствами, а те, что есть, неисправны.