В московском метро начнут ходить поезда без машинистов

До конца этого года на станции метро "Улица Горчакова" (Бутовская линия) появятся первые светопрозрачные перегородки, которые устанавливают по краю платформ для безопасности пассажиров. Об этом и других новинках, которые ждут столичную подземку, вчера на пресс-конференции рассказал главный архитектор "Метрогипротранса" Николай Шумаков.

Светопрозрачные ограждения на станции "Улица Горчакова" появятся в качестве эксперимента. Они изготовлены из закаленного стекла и представляют собой прозрачные двери, которые открываются и закрываться синхронно с дверями поезда. Главное назначение - предохранить людей от падения на рельсы. По статистике из более ста человек, которые гибнут в метро ежегодно, почти половина - жертвы подобных несчастных случаев. Перегородки вдоль края платформы могли бы спасти не одну жизнь, но установить их не так-то просто. Сейчас в подземке ходят вагоны различных модификаций, несколько видов "Русичей" и вагоны типа "Яуза". Оси их дверных проемов не соответствуют друг другу. Расстояние между дверями составляет от 20 сантиметров до полуметра. Поэтому ставить стеклянные перегородки можно только в том случае, если по одной линии ходят одинаковые составы. Обеспечить такое по всему метрополитену пока невозможно.

Поезда без машинистов - не вымысел, а обычная мировая практика

Шумаков отметил, что станция "Улица Горчакова" для первого опыта выбрана не случайно. Это открытая станция, расположение которой позволит избежать проблем с вентиляцией. "Поезда выталкивают воздух на платформу, а раз мы ставим перегородки, то соответственно воздух на станции будет попадать с большим трудом", - пояснил он. Позднее, когда эксперимент завершится и метростроевцы смогут учесть все наработки, ограждения начнут появляться на новых, строящихся линиях. Речь идет о станциях на первом участке Третьего пересадочного контура - "Нижняя Масловка", "Петровский парк", "Ходынское поле" и "Хорошевская".

С установкой перегородок на новых станциях проблем не возникнет, но как быть со старыми, многие из которых - памятники архитектуры? Всего в Московском метрополитене 44 памятника архитектуры и любое вмешательство, безусловно, испортит их исторический облик. Этот вопрос, как рассказал Шумаков, сейчас решается столичными властями. Сохранить архитектуру или обезопасить пассажиров - выбор за ними.

Еще один сюрприз, который ждет жителей столицы под землей, - поезда без машинистов. "Такая практика в мире существует уже давно, к примеру в Париже эти поезда появились 10 лет назад", - сказал Шумаков и сравнил их с лифтом, который останавливается на каждом этаже. Первые такие поезда в московском метро предполагается запустить на Солнцевской линии, строительство которой начнется в ближайшие годы. После 2015 года такие составы появятся также на третьем пересадочном контуре ("втором кольце") метрополитена.

Что касается строительства подземки, то к 2015 году, по словам Шумакова, планируется ввести в эксплуатацию 35 новых станций, что по протяженности равно 75,1 км. В этом году, как и было запланировано, в строй введут три станции на участке Люблинско-Дмитровской линии от "Марьиной Рощи" до "Зябликово", а также выход со станции "Сретенский бульвар", который уже практически построен. До 2020 года протяженность новых линий, подсчитали строители, должна составить 120 км.

Кстати

Станции, которые будут введены в эксплуатацию в 2012 году - "Новокосино" (Калининская линия), "Пятницкое шоссе" (Арбатско-Покровская линия), "Братеево" (Замоскворецкая линия), а также второй выход станции "Марьина Роща".