В КЧР начались работы по созданию высокотехнологичного авиапромышленного предприятия. Со временем на его базе планируется создать первый на юге России современный технопарк.
Предварительное соглашение о реализации уникального проекта подписали недавно власти республики и представители крупного отечественного конструкторского бюро (КБ) "Интеравиа". Во время встречи с главой Карачаево-Черкесии Рашидом Темрезовым руководитель фирмы Сергей Есаян сообщил, что создание такого технопарка позволит организовать в республике серийное производство авиационной техники, которая станет выполнять целый спектр народнохозяйственных задач. Кроме того, его специалисты возьмут на себя полный цикл по ремонту и обслуживанию техники.
Очень важно и то, что авиапромышленный концерн (его создание намечено осуществить в рамках частно-государственного партнерства) будет зарегистрирован на территории КЧР.
По мнению экспертов, после появления в федеральном округе такого технопарка станет возможным реализация целого ряда проектов в области малой авиации с учетом естественно-географических особенностей Карачаево-Черкесской Республики и других регионов СКФО.
Жесткая посадка
Расцвет малой авиации пришелся на середину 80-х годов прошлого века. В те времена в стране небольшие самолеты выполняли до миллиона рейсов в год, перевозя почти 10 миллионов пассажиров. А уж о вкладе ее в экономику и говорить не приходится: при огромных расстояниях и плохих дорогах нередко только летчики были способны выполнять самые разные задачи по перевозке грузов.
По хорошо известным причинам, в том числе и из-за закрытия большинства небольших аэропортов во всех субъектах (если в 1991 году в России действовало 1300 аэропортов, то теперь их осталось чуть более 300), отечественная малая авиация повсюду, как говорится, вынуждена была совершать жесткую посадку.
Понятно, Северный Кавказ исключением здесь, увы, не стал. Еще пару десятков лет назад парки сводных авиаотрядов в каждом из южных регионов насчитывали 100 и более самолетов, которые занимались химической обработкой сельскохозяйственных угодий, патрулировали леса и горные плато, вели аэрофотосъемку.
А, к примеру, крупнейший из них - Ставропольский объединенный авиаотряд - имел 250 крылатых машин. Вся эта техника базировалась на аэродромах в Ставрополе, Пятигорске и Кисловодске. Кстати, здешним летчикам поручалось опыление сельхозугодий по всему Северному Кавказу.
Как выясняется, сегодня данные объекты фактически перестали существовать. Аэрофотосъемкой местные специалисты уже не занимаются (для таких работ нужен самолет ТУ-134), впрочем, как и спасательными операциями - санитарная авиация тоже осталась в прошлом. А ведь для самолетов малой авиации крупных площадок не нужно, достаточно оборудованной площадки или аэродромов РОСТО. Работать на местных авиалиниях - то есть заниматься перевозкой пассажиров - самолетам малой авиации нельзя по существующему законодательству.
Подъем в ускоренном режиме
Еще совсем недавно специалисты были едины во мнении: для того чтобы малая авиация снова "встала на крыло", потребуется несколько десятилетий. Однако продолжающийся подъем экономики показал, что без малой авиации обойтись попросту невозможно. Ведь воздушное пространство - это тоже своеобразный национальный ресурс, а предназначенный для полетов легких самолетов нижний коридор сейчас практически не используется. Тогда как в развитых странах более 80 процентов воздушного флота сосредоточено именно в нижнем коридоре.
В результате недавно появилась Стратегия развития авиационной инфраструктуры РФ. В этом документе обозначены такие цели: в ближайшие годы в стране будет создано дополнительно 11 опорных аэропортов федерального и регионального значения, а к 2030 году намечено восстановить более 500 аэропортов. Где найти для этого средства? В отношении вопроса о финансировании отмечается, что в данном случае, скорее всего, будет использован опыт государственно-частного партнерства. "РГ" уже сообщала: по информации члена экспертного совета комитета по промышленности Госдумы Владимира Скоропупова, утвержденное финансирование по программе развития малой авиации и аэропортовой сети на 2012-2015 годы составляет 226 миллиардов рублей. Это 80 процентов относительно уровня 2009 года.
Легкокрылые машины в настоящий момент очень востребованы и на Северном Кавказе, поскольку сейчас его регионы остались практически без малой авиации. Бывшие "кукурузники" давно выработали свой ресурс - даже для сельхозобработки полей они невыгодны из-за частых поломок и большого расхода топлива.
Их как раз и могут заменить самолеты нового поколения (они компактны, маневренны, потребляют меньше топлива), которые станут выпускать в Карачаево-Черкесии на будущем авиапромышленном предприятии.
Прорыв в небо
По словам руководителя конструкторского бюро "Интеравиа" Сергея Есаяна, в случае реализации проекта будут созданы научно-производственная и летная базы с новым аэродромом, на котором станут проводиться летные испытания выпускаемых изделий и их эксплуатация. Генеральный директор заявил также о намерении открыть в Карачаево-Черкесии центр по профессиональной подготовке инженеров, техников и пилотов на базе методик, разработанных в высших летных училищах Российской Федерации и Московском авиационном институте.
- Мы не в облаках витаем, а опираемся на реальные возможности создания технопарка, - говорит заместитель председателя правительства Карачаево-Черкесской Республики, постоянный представитель КЧР в Москве Борис Батчаев. - Уже есть первые самолеты - 10 машин, которым осталось получить бортовые номера. Все они готовы вылететь из Москвы в республику своим ходом. Стоимость одного самолета - от 2,8 миллиона рублей.
Реализация весьма перспективной программы позволит создать в КЧР престижное высокодоходное авиационное производство и создать 450 рабочих мест на производстве и значительное количество рабочих мест на местах эксплуатации производимой техники.
Предполагаемые сферы ее применения - воздушное такси, пожарная разведка для МЧС, транспортные полеты, патрулирование, осуществление оперативной связи, проведение поисково-спасательных работ, туристических прогулок, аэрохимических работ для сельского хозяйства.
Третий этап реализации проекта - собственное сборочное производство авиатехники. Для этого потребуются ангары и место для них. Площадка для размещения базы уже выбрана - в Малокарачаевском районе республики, недалеко от Кисловодска. Работы по строительству первого на Северном Кавказе авиапредприятия начнутся уже в конце августа.
- Осуществление проекта авиапромышленного концерна легкомоторных самолетов выгодно для республики и для Северного Кавказа в целом, - уверен Батчаев. - Рейсами малой авиации мы свяжем все регионы СКФО.
Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент":
- При осуществлении этого проекта надо иметь в виду, что ранее республика не являлась "авиационным регионом", и поэтому потребуется время для подготовки нужных специалистов. От старта до производства первого самолета может пройти три - четыре года, а до массовой их эксплуатации в республике и других регионах СКФО и ЮФО - пять - шесть лет. Развивать малую авиацию в регионе нужно. Во-первых, это действительно поможет развитию местной экономики, создаст новые рабочие места, повысит интеллектуальный потенциал региона. Во-вторых, будет способствовать решению транспортных проблем региона, поможет связать отдаленные населенные пункты с райцентрами и крупными городами, поможет вовлечению жителей отдаленных районов в общественную жизнь своих регионов, предоставит им доступ к медицинскому обслуживанию, образованию, культуре.
Помешать же реализации задумки (или затормозить ее) может нехватка средств, отсутствие кадров и нестабильная все же ситуация в округе. Понятно, компания создает свой проект не с благотворительными целями, а для получения дохода, поэтому предприятие будет стремиться достичь этого как можно быстрее. Но вероятнее всего, срок окупаемости данного проекта составит пять - восемь лет.