Карачаево-Черкесия намерена стать центром развития малой авиации всего Северного Кавказа

В КЧР начались работы по созданию высокотехнологичного авиапромышленного предприятия. Со временем на его базе планируется создать первый на юге России современный технопарк.

Предварительное соглашение о реализации уникального проекта подписали недавно власти республики и представители крупного отечественного конструкторского бюро (КБ) "Интеравиа". Во время встречи с главой Карачаево-Черкесии Рашидом Темрезовым руководитель фирмы Сергей Есаян сообщил, что создание такого технопарка позволит организовать в республике серийное производство авиационной техники, которая станет выполнять целый спектр народнохозяйственных задач. Кроме того, его специалисты возьмут на себя полный цикл по ремонту и обслуживанию техники.

Очень важно и то, что авиапромышленный концерн (его создание намечено осуществить в рамках частно-государственного партнерства) будет зарегистрирован на территории КЧР.

По мнению экспертов, после появления в федеральном округе такого технопарка станет возможным реализация целого ряда проектов в области малой авиации с учетом естественно-географических особенностей Карачаево-Черкесской Республики и других регионов СКФО.

Жесткая посадка

Расцвет малой авиации пришелся на середину 80-х годов прошлого века. В те времена в стране небольшие самолеты выполняли до миллиона рейсов в год, перевозя почти 10 миллионов пассажиров. А уж о вкладе ее в экономику и говорить не приходится: при огромных расстояниях и плохих дорогах нередко только летчики были способны выполнять самые разные задачи по перевозке грузов.

По хорошо известным причинам, в том числе и из-за закрытия большинства небольших аэропортов во всех субъектах (если в 1991 году в России действовало 1300 аэропортов, то теперь их осталось чуть более 300), отечественная малая авиация повсюду, как говорится, вынуждена была совершать жесткую посадку.

Еще недавно парки сводных авиаотрядов в каждом южном регионе насчитывали 100 и более самолетов

Понятно, Северный Кавказ исключением здесь, увы, не стал. Еще пару десятков лет назад парки сводных авиаотрядов в каждом из южных регионов насчитывали 100 и более самолетов, которые занимались химической обработкой сельскохозяйственных угодий, патрулировали леса и горные плато, вели аэрофотосъемку.

А, к примеру, крупнейший из них - Ставропольский объединенный авиаотряд - имел 250 крылатых машин. Вся эта техника базировалась на аэродромах в Ставрополе, Пятигорске и Кисловодске. Кстати, здешним летчикам поручалось опыление сельхозугодий по всему Северному Кавказу.

Как выясняется, сегодня данные объекты фактически перестали существовать. Аэрофотосъемкой местные специалисты уже не занимаются (для таких работ нужен самолет ТУ-134), впрочем, как и спасательными операциями - санитарная авиация тоже осталась в прошлом. А ведь для самолетов малой авиации крупных площадок не нужно, достаточно оборудованной площадки или аэродромов РОСТО. Работать на местных авиалиниях - то есть заниматься перевозкой пассажиров - самолетам малой авиации нельзя по существующему законодательству.

Подъем в ускоренном режиме

Еще совсем недавно специалисты были едины во мнении: для того чтобы малая авиация снова "встала на крыло", потребуется несколько десятилетий. Однако продолжающийся подъем экономики показал, что без малой авиации обойтись попросту невозможно. Ведь воздушное пространство - это тоже своеобразный национальный ресурс, а предназначенный для полетов легких самолетов нижний коридор сейчас практически не используется. Тогда как в развитых странах более 80 процентов воздушного флота сосредоточено именно в нижнем коридоре.

В результате недавно появилась Стратегия развития авиационной инфраструктуры РФ. В этом документе обозначены такие цели: в ближайшие годы в стране будет создано дополнительно 11 опорных аэропортов федерального и регионального значения, а к 2030 году намечено восстановить более 500 аэропортов. Где найти для этого средства? В отношении вопроса о финансировании отмечается, что в данном случае, скорее всего, будет использован опыт государственно-частного партнерства. "РГ" уже сообщала: по информации члена экспертного совета комитета по промышленности Госдумы Владимира Скоропупова, утвержденное финансирование по программе развития малой авиации и аэропортовой сети на 2012-2015 годы составляет 226 миллиардов рублей. Это 80 процентов относительно уровня 2009 года.

Легкокрылые машины в настоящий момент очень востребованы и на Северном Кавказе, поскольку сейчас его регионы остались практически без малой авиации. Бывшие "кукурузники" давно выработали свой ресурс - даже для сельхозобработки полей они невыгодны из-за частых поломок и большого расхода топлива.

Их как раз и могут заменить самолеты нового поколения (они компактны, маневренны, потребляют меньше топлива), которые станут выпускать в Карачаево-Черкесии на будущем авиапромышленном предприятии.

Прорыв в небо

По словам руководителя конструкторского бюро "Интеравиа" Сергея Есаяна, в случае реализации проекта будут созданы научно-производственная и летная базы с новым аэродромом, на котором станут проводиться летные испытания выпускаемых изделий и их эксплуатация. Генеральный директор заявил также о намерении открыть в Карачаево-Черкесии центр по профессиональной подготовке инженеров, техников и пилотов на базе методик, разработанных в высших летных училищах Российской Федерации и Московском авиационном институте.

- Мы не в облаках витаем, а опираемся на реальные возможности создания технопарка, - говорит заместитель председателя правительства Карачаево-Черкесской Республики, постоянный представитель КЧР в Москве Борис Батчаев. - Уже есть первые самолеты - 10 машин, которым осталось получить бортовые номера. Все они готовы вылететь из Москвы в республику своим ходом. Стоимость одного самолета - от 2,8 миллиона рублей.

В будущем технопарке планируется открыть центр по профессиональной подготовке инженеров, техников и пилотов

Реализация весьма перспективной программы позволит создать в КЧР престижное высокодоходное авиационное производство и создать 450 рабочих мест на производстве и значительное количество рабочих мест на местах эксплуатации производимой техники.

Предполагаемые сферы ее применения - воздушное такси, пожарная разведка для МЧС, транспортные полеты, патрулирование, осуществление оперативной связи, проведение поисково-спасательных работ, туристических прогулок, аэрохимических работ для сельского хозяйства.

Третий этап реализации проекта - собственное сборочное производство авиатехники. Для этого потребуются ангары и место для них. Площадка для размещения базы уже выбрана - в Малокарачаевском районе республики, недалеко от Кисловодска. Работы по строительству первого на Северном Кавказе авиапредприятия начнутся уже в конце августа.

- Осуществление проекта авиапромышленного концерна легкомоторных самолетов выгодно для республики и для Северного Кавказа в целом, - уверен Батчаев. - Рейсами малой авиации мы свяжем все регионы СКФО.

Мнение

Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент":

- При осуществлении этого проекта надо иметь в виду, что ранее республика не являлась "авиационным регионом", и поэтому потребуется время для подготовки нужных специалистов. От старта до производства первого самолета может пройти три - четыре года, а до массовой их эксплуатации в республике и других регионах СКФО и ЮФО - пять - шесть лет. Развивать малую авиацию в регионе нужно. Во-первых, это действительно поможет развитию местной экономики, создаст новые рабочие места, повысит интеллектуальный потенциал региона. Во-вторых, будет способствовать решению транспортных проблем региона, поможет связать отдаленные населенные пункты с райцентрами и крупными городами, поможет вовлечению жителей отдаленных районов в общественную жизнь своих регионов, предоставит им доступ к медицинскому обслуживанию, образованию, культуре.

Помешать же реализации задумки (или затормозить ее) может нехватка средств, отсутствие кадров и нестабильная все же ситуация в округе. Понятно, компания создает свой проект не с благотворительными целями, а для получения дохода, поэтому предприятие будет стремиться достичь этого как можно быстрее. Но вероятнее всего, срок окупаемости данного проекта составит пять - восемь лет.