На морской коллегии при правительстве РФ, которая прошла в Нарьян-Маре, обсуждались перспективы роста морских перевозок по трассе Северного морского пути.
По словам вице-премьера РФ Сергея Иванова, по сравнению с прошлым годом объем перевозок по Севморпути вырос почти в восемь раз. Практически решен вопрос о закладке в 2012-2014 годах шести ледоколов (три атомных и три дизельных) для их дальнейшего использования по сопровождению судов в Северном Ледовитом океане. Подготовлен и почти прошел процедуру согласования законопроект, корректирующий уплачиваемые тарифы на судно в зависимости от его класса ледоустойчивости.
По мнению участников коллегии, современные климатические условия позволяют активнее использовать Севморпуть, в том числе для перевозки нефтепродуктов или сжиженного природного газа. Вместе с тем для успеха этого проекта необходимы серьезные инвестиции в портовую инфраструктуру. Но для этого требуется создать единую систему управления в акватории Северного морского пути. В частности, Сергей Иванов заявил о необходимости создания администрации Северного морского пути.
- Без такого учреждения будет трудно воплотить все масштабные планы государства по созданию мощной транспортной артерии, - сказал он.
По словам губернатора Ненецкого автономного округа Игоря Федорова, на территории округа уже определен ряд крупных инвестиционных проектов в рамках Стратегии развития арктической зоны России до 2020 года. В их число вошли развитие Северного морского пути, освоение Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции и месторождений на шельфах Баренцева, Печорского и Карского морей, развитие Варандейского нефтеотгрузочного терминала, формирование шельфовой инфраструктуры на базе освоения Приразломного нефтяного месторождения.
- Администрация округа, понимая актуальность транспортной проблемы, поставила задачу по развитию инфраструктуры в число своих приоритетов, - отметил Федоров. - В первую очередь требуется достроить дорогу круглогодичного действия Нарьян-Мар - Усинск, что обеспечит автомобильное сообщение.
Железнодорожное сообщение позволит обеспечить магистраль Сосногорск - Индига, а строительство морского порта в национальном поселке Ненецкого округа - создать базу для торговых перевозок.
Отдельно глава региона заострил внимание на проблемах поселка Амдерма. Этот населенный пункт, расположенный на берегу Карского моря, имеет аэродром и морской порт, развитую инфраструктуру и пункт гидрометеорологической службы.
- В районе поселка в результате деятельности в прошлые годы геологических организаций, дислокации воинских частей скопилось десятки тысяч тонн металлолома, негативно влияющего на окружающую среду. Проблема загрязнения окружающей среды в Арктике имеет общегосударственный характер, и с учетом стратегического значения поселка необходима срочная утилизация черных металлов для улучшения экологической безопасности и повышения качества жизни населения, - подчеркнул он. - Другая проблема этого поселка: необходимо завершить передачу взлетно-посадочной полосы аэропорта Амдерма от минобороны России ФГУП "Аэропорт Амдерма" минтранса России.
Это предложение было поддержано, вице-премьер Сергей Иванов поручил министру транспорта РФ Игорю Левитину проработать вопрос с минобороны России и ускорить процесс передачи взлетно-посадочной полосы ФГУП "Аэропорт Амдерма", а также создать на его базе федеральное казенное предприятие.
Из преимуществ портовых зон, которые расположены на территории НАО, называются близость к материковым и шельфовым месторождениям полезных ископаемых, достаточная глубина и наличие необходимой инфраструктуры.
В то же время порт Архангельска также готов разместить администрацию Северного морского пути в столице Поморья.
- В портовой зоне Архангельска накоплен громадный опыт работы в Арктике, - считает заместитель министра промышленности, транспорта и связи Архангельской области Сергей Львов. - Здесь же базируется основной состав экспедиционного арктического флота, Северное региональное управление гидрометеослужбы, полярная авиация. У нас есть специалисты-полярники и арктические капитаны, имеющие большой опыт работы в полярных широтах.
Напомним, что вопрос о том, где именно должна располагаться администрация Севморпути, поднимался неоднократно. В 2009 году предложение о размещении ее в Архангельске было озвучено на заседании Морской коллегии при правительстве РФ, которое проходило в столице Поморья. Спустя два года у города появился серьезный конкурент - поселок Амдерма в НАО. Окончательное решение по данному вопросу так и не было озвучено на коллегии. Планируется, что в самое ближайшее время к этой теме вновь вернутся.