Корреспонденты "РГ" побывали в Большом театре за три месяца до его открытия после реставрации

До открытия Большого театра после реконструкции осталось ровно три месяца.

Чтобы взглянуть, какой же он стал после семилетней разлуки со зрителями, журналисты "РГ" отправились на экскурсию, что называется, со служебного входа.

Нашими экскурсоводами стали замминистра культуры РФ Константин Черепенников, замдиректора Большого театра Вячеслав Ефимов и первый замруководителя ФГУ "Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации" Леонид Жук.

Строителям пока не до гостей - на устранении недоделок заняты еще более 2 тысяч рабочих. Поэтому самовар для разговора за чашкой чая мы захватили с собой. И даже пирогов напекли. Хозяева в долгу не остались - быстро накрыли стол в Хоровом зале. Место было выбрано, выяснилось, неспроста.

- Свое название зал получил потому, что в нем проходили репетиции хора, - начал экскурсию Вячеслав Ефимов. - А теперь здесь будет зрительская зона с мини-буфетами вдоль стен, где в антракте можно перекусить.

- Историческая часть здания осталась в неприкосновенности, - продолжил он рассказ. - А вот интерьерам вернули тот вид, в котором они были в 1856 году, когда архитектор Альберт Кавос восстановил театр после пожара.

Переходим в зрительный зал. Где же то облупленное папье-маше, запомнившееся завсегдатаям перед закрытием театра, износ здания которого эксперты оценили в 70 процентов? Все пять ярусов сверкают золотом! "4,5 килограмма драгоценного металла потратили",- с гордостью говорит Леонид Жук.

Но хозяева театра еще больше счастливы возвращению в Большой легендарной акустики. Двадцатый век не пощадил ее. Установленный в самом начале его пожарный занавес перекрыл, например, треть сцены. И певцам для того, чтобы их было слышно, приходилось выходить петь на авансцену. К тому же стены во время прежних ремонтов обили фанерой, а оркестровую яму залили бетоном. В итоге зрители, сидящие с 6-го по 19-й ряд, перестали слышать происходящее на сцене. Сейчас зал снова стал деревянным, как до революции.

Что из этого получилось? "Несколько музыкантов спустились в оркестровую яму с инструментами, - вспоминает Вячеслав Ефимов, - и сыграли ряд произведений Чайковского. Впечатление потрясающее: в партере была слышна флейта, чего прежде никогда не было!"

И конечно же, не могли мы не заглянуть в подземный зал, расположенный на 20-метровой глубине. Споры, строить его или не строить, давно в прошлом. Зато у артистов вместо прежних 40 тысяч квадратных метров площадь теперь ровно вдвое больше. Так что есть где и репетировать, и выступать. Если скажем, в большом зале идет балет, то в подземном одновременно может идти камерный концерт.