Он принадлежит к послевоенному поколению Владимира Гостюхина, Леонида Филатова, Нины Руслановой, Никиты Михалкова. Это поколение художников на всю жизнь сохранило память о войне. Без этой памяти он не сыграл бы свои знаменитые роли в "Ивановом детстве" Андрея Тарковского, в "Военно-полевом романе" Петра Тодоровского.
Первая короткометражка "Мальчик и голубь" Андрона Кончаловского с участием Николая Бурляева в главной роли на фестивале в Венеции в 1962 году завоевала бронзового льва, а фильм "Иваново детство" с его участием получил на этом же фестивале золотого льва. В "Рублеве" Николай Бурляев сыграл светлый образ Бориски, мастера по отливке колокола. Этот внутренний свет Бурляев не растратил с годами. В 90-х годах он станет президентом Международного кинофестиваля славянских и православных народов "Золотой Витязь". В этом году кинофестиваль отметил свое двадцатилетие, став частью Международного славянского форума искусств.
-В сегодняшней России ищут национальную идею, все пытаются понять, что это такое, - говорит Николай Петрович. - Но ее уже давно прекрасно сформулировал философ Иван Ильин: "Русская идея - это идея сердца, идея любви". Идея любви заложена вообще в славянской культуре, и в этом ее мощь...
В этом году Николай Бурляев вошел в состав Экспертного совета по премиям Союзного государства в области литературы и искусства при Постоянном комитете Союзного государства.