В российский прокат выходит уже показанный на ММКФ новый фильм Вендерса "Пина: Танец страсти в 3D". Разумеется, в оригинале он называется просто "Пина", а все остальное - фантазии прокатчиков, пытающихся заманить подростков в кинотеатры словом "страсть".
Сложно определить жанр этой картины: фильм-танец? Фильм-интервью? Фильм-воспоминание? Пина Бауш была великим хореографом, совершенно изменившим современное представление о балете. В ее труппу мечтали войти практически все мировые танцовщики. Она училась балету в пятидесятых годах в Эссене, затем в Джульярдской школе в Нью-Йорке. В 1962 году вернулась в Германию, стала солисткой Эссенского балетного театра, с 1969 года - его руководительницей. В 1973 году возглавила труппу современного танца в Вуппертале. Снялась в двух культовых фильмах: У Федерико Феллини в картине "И корабль плывет…" (1983) сыграла слепую принцессу, которая на ощупь играет в шахматы. И в фильмеПедро Альмодовара "Поговори с ней" (2002) сыграла саму себя.
Пина Бауш была выдающейся личностью и хореографом. И близким другом режиссера Вима Вендерса. С которым вместе они и задумали кино, и искали пути и решения, как показать танец на экране, так чтобы передать его энергию. Но перед самым началом съемок Пина Бауш умерла от рака. Для Вендерса это была невосполнимая потеря. Он собирался закрыть проект. Но тогда к нему пришли танцовщики Пины и уговорили продолжить съемки. Так появился этот совершенно необычный фильм, собранный из танцевальных номеров, поставленных в самых неожиданных местах: в трамвае, на навесном мосту, на улице города, и маленьких интервью с теми, кто любил Пину Бауш.
Перед началом показов фильма в России Вим Вендерс ответил на несколько вопросов "РГ":
Российская газета: Почему 3D?
Вим Вендерс: Я очень боялся разочаровать Пину. Я обещал ей, что придумаю новый способ показать на экране танец. Она хотела, чтобы я сделал нечто на принципиально новом уровне по сравнению с предыдущими ее фильмами. А я не знал как. Мне не приходило в голову, что не хватает измерения. Но как только я увидел концерт U2 в 3D, я понял, что это то, что необходимо. Фильм все равно остается приближением, он не может заменить настоящий спектакль. Но мы старались понять саму механику, физиологию взгляда - и имитировать реакцию глаз с помощью двух камер.
РГ: Была ли какая-то специфика при работе с танцорами?
Вендерс: С ними было очень легко работать. Когда нужно было танцевать, глядя прямо в камеру - а это сложная задача даже для профессионального актера - они совершенно спокойно делали это. Я был поражен.
РГ: Вы принципиально не даете в фильме подробностей биографии Пины, которая очень интересна сама по себе?
Вендерс: Я обещал Пине, что не буду снимать биографическое кино. Мы же задумывали этот фильм вместе. И она не хотела болтать о себе. И после того, как ее не стало, и я, и съемочная группа, и артисты - мы решили, что должны с уважением относится к ее желаниям.
Пина Бауш была удостоена множества наград и званий, среди них: Орден Искусств и литературы Французской республики (1991), Большой крест со звездой и плечевой лентой "За заслуги перед Федеративной Республикой Германия" (1997) и Военный орденский крест Сантьягу ди Эспада (порт. Cruz do Ordem Militar de Santiago de Espada) от правительства Португалии, а уже в 2003 году - Орден Почетного легиона.
Следует также назвать "Премию Бесси" в Нью-Йорке (1984), Национальную немецкую танцевальную премию (1995), Награду Берлинского театра (1997), Императорскую премию Японии (1999). В мае того же 1999 годаБауш получила (в Таормине, Италия) Европейскую театральную премию, а в ноябре старейший Болонский университет вручил ей почетный диплом доктора "honoris causa" в области Искусств, Музыки и Зрелища (итал. la laurea honoris causa in Disciplina delle Arti, della Musica e dello Spettacolo). В 2004 году она была удостоена премии Нижинского в Монте-Карло, в 2005 - "Золотой маски" в Москве, в июне 2007 года - Золотого льва венецианской Биеннале "за вклад в искусство", а в ноябре - Премии Киото, и в 2008 году во Франкфурте-на-Майне - премии Гете. В 2006 году Пина Бауш стала Почетным директором (итал. Direttore Onorario) Национальной академии танца Италии.