Польский отчет о причинах смоленской трагедии не назовет виновных

Польскую версию причин авиакатастрофы под Смоленском 10 апреля 2010 года представят в пятницу в Варшаве. Однако, как стало известно "РГ", от нее вряд ли стоит ожидать сенсаций. Конкретные имена и должности непосредственных и косвенных виновников трагедии, скорее всего, станут известны не раньше осени - когда завершатся расследования, которые ведут военная и гражданская прокуратуры Польши.

Официальный представитель министерства внутренних дел и администрации Польши Малгожата Возьняк сообщила "РГ", что отчет журналистам представит глава министерства Ежи Миллер и члены правительственной комиссии, которая в течение 14 месяцев вела расследование причин катастрофы, унесшей жизни 96 пассажиров, в том числе президента Польши Леха Качиньского и его супруги Марии. 34 эксперта, среди которых сотрудники министерства обороны, представители крупнейшей польской авиакомпании Lot и специалисты по авиационной безопасности, изучали все возможные причины трагедии. Специалисты вместе с пилотами специального президентского полка трижды пытались повторить действия экипажа разбившегося самолета на втором имеющемся в полку ТУ-154. По данным польской газеты "Факт", один из этих полетов мог бы закончиться трагически, если бы самолет находился на высоте 100 метров.  

Как рассказал "РГ" информированный источник, отчет, который представит комиссия Ежи Миллера, не определяет единственную причину трагедии. В нем содержится более десятка причин - как непосредственных, например, решение экипажа попытаться посадить самолет, невзирая на погодные условия, так и косвенных, например, решение военного начальства не проводить тренировки пилотов на тренажерах ТУ-154 в Москве. Также в нем не будут указаны имена виновных, но допущенные ошибки будут описаны так подробно, что специалист сможет понять, кто за них отвечает.

Впрочем, и тут могут возникнуть трудности, ведь, по информации польских СМИ, во время расследования комиссия учитывала не только факты. Например, в интервью "Газете Выборчей", говоря о давлении на экипаж, один из членов правительственной комиссии профессор Марек Жилич пояснил: "Если за плечами членов экипажа стоял генерал, от которого зависит их продвижение по службе, если на борту был президент, который когда-то обвинил пилота в трусости, потому что тот не хотел садиться в Грузии, в районе, которому угрожает война, то сложно сказать, что в ошибке с высотой виноват экипаж. Ведь, возможно, большей виной было психологическое давление, которое на него оказывалось. Подчеркиваю - давление, потому что фактического указания приземляться не было". Польские СМИ сообщают со ссылкой на руководителя комиссии, что эксперты выяснили: и польская, и российская стороны были недостаточно подготовлены к полету ТУ-154 10 апреля 2010 года, однако отчет будет для поляков "суровым и болезненным".

 
Видео: Дмитрий Раичев

Сам отчет не будет иметь никаких правовых последствий для тех, кто имел отношение к авиакатастрофе - он лишь даст свои рекомендации, как избежать подобных трагедий в будущем. Но все материалы после презентации поступят в распоряжение главной военной прокуратуры Польши. По закону военные поручат своим экспертам проанализировать материалы отчета (большая их часть военным прокурорам уже знакома, так как в ходе следствия они обменивались информацией с комиссией Ежи Миллера), а затем речь может идти о выдвижении обвинений непосредственным и косвенным виновникам трагедии. Одновременно следствие по делу о катастрофе в Смоленске ведет польская гражданская прокуратура, к ведению которой относятся все гражданские лица, имеющие отношение к трагедии, например - сотрудники администрации президента и премьер-министра Польши, участвовавшие в подготовке поездки польской делегации в Катынь, гражданские сотрудники министерства обороны и т. д.

По данным польских СМИ, вместе с отчетом комиссии Ежи Миллера был подготовлен второй - "военный" отчет, а точнее протокол, который, скорее всего, не будет опубликован. В протоколе может содержаться фактическая информация, включая конкретные имена и фамилии. Пресс-секретарь министерства обороны Польши Януш Сеймей сообщил "РГ", что сам протокол действительно существует, но о его содержании, о том, есть ли там какие-либо имена и должности, военному ведомству ничего не известно. Этот протокол, как и основной отчет, готовит комиссия под руководством министра внутренних дел и администрации Ежи Миллера, которая, по словам пресс-секретаря, работает автономно. Тем временем, польская газета "Жечпосполита" уже выступила с предположением, что министру обороны Польши Богдану Клиху, возможно, придется подать в отставку, ведь большая часть недочетов относится именно к его ведомству. В частности профессор Марек Жилич рассказал "Газете Выборчей": "Я и не представлял себе, что в армии пренебрегают процедурами в таком масштабе". "После этого отчета в армии полетят головы" - сообщил газете другой эксперт, принимавший участие в расследовании. Возможно, именно поэтому столько тянули с публикацией отчета, который был готов еще в конце июня, объясняя проволочки "трудностями перевода" на русский и английский языки.

В министерстве обороны Польши эту информацию не комментируют. "Польские журналисты постоянно выдвигают новые концепции, связанные с этим отчетом. Нам трудно комментировать слухи о возможной отставке министра, прошу понять сложность ситуации, - пояснял "РГ" Януш Сеймей. - Такое решение может принять только премьер-министр Дональд Туск, если он сочтет это необходимым. Мы, как и вы, как и журналисты, ждем презентации, которая состоится 29 июля".

Напомним, что во вторник главная военная прокуратура сообщила о том, что в в результате работы с польским "черным ящиком", находившимся на борту президентского лайнера, стало известно, что за несколько секунд до катастрофы экипаж ТУ154 пытался вручную "увести" самолет с опасной высоты.