Расширение Москвы даст импульс для развития целого ряда отраслей экономики. Причем, не только в столичном регионе, но и по всей стране.
А в перспективе заставит задуматься о новом территориальном устройстве Российской Федерации и распределении трудовых ресурсов, считает президент Российского Союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин.
Российская газета: Александр Николаевич, чтобы вы скорректировали в планах расширения Москвы?
Александр Шохин: С политической точки зрения Федеральный столичный округ, безусловно, имеет смысл. Однако новые границы Москвы - это лишь внешний контур. Внутри него еще должны решаться сложные задачи, связанные и с функциями столицы, и с гражданами - жителями растущего мегаполиса. Предстоит выбрать оптимальные транспортно-логистические схемы, учесть, насколько удобна будет новая Москва для населения, бюрократии и делового сообщества. Все это, на мой взгляд, предполагает ответы на несколько вопросов.
Для расширения Москвы выбрано наименее заселенное направление, и, стало быть, есть перспективы для массовой застройки. Что будет находиться здесь, кроме структур, выполняющих столичные и федеральные функции, и организаций которые их обслуживают? Должны ли там жить бюрократы или они останутся по старым адресам, будь то загородные дачи или квартиры в центре Москвы? Будут ли строить для них служебное жилье неподалеку от федеральных учреждений? И вообще, где должны размещаться федеральные органы власти, центры, выполняющие столичные функции?
Вопросов достаточно много. Шаг за шагом ответы на них даются. Но было бы рациональнее идти несколько иным путем. То есть исходить, прежде всего, от функций. А потом уже можно определять, какой должна стать территория столицы. Скажем, переезд Конституционного суда в Петербург показывает, что возможны и другие варианты перераспределения столичных функций между городами.
РГ: В свое время вы сами стали москвичом, когда при строительстве МКАД к столице отошел поселок Капотня.
Шохин: Да, было дело. И могу только порадоваться за тех жителей Подмосковья, которые, благодаря очередному решению властей, станут москвичами. Хотя сегодня это и не имеет такого решающего значения, как раньше, когда мечтой многих было получение московской прописки. Сейчас любой гражданин, у кого есть на это средства, может купить квартиру в столице.
Если же говорить о социальном жилье для москвичей, то, безусловно, у многих есть опасение, что этот вопрос будет решаться путем переселения граждан к новым границам города. А это около 70-80 километров от его сегодняшних окраин.
РГ: Но зато какое раздолье для бизнеса! По некоторым оценкам, для расширения Москвы потребуется как минимум 15 триллионов рублей.
Шохин: Такого рода проекты, действительно, дают импульс развитию целого ряда индустрий. Строительные, инженерные, дорожные компании, производители строительной техники смогут получить большие заказы. И если раньше одним из главных драйверов экономического роста был потребительский спрос, то сейчас этот заказ на большой объем госинвестиций простимулирует серьезные отрасли экономики не только в московском регионе, но и по всей стране.
Но для бизнеса важны еще несколько сюжетов: по Международному финансовому центру и по инновационному центру Сколково. Нужно определиться, будут ли эти загородные площадки частью расширенной Москвы, либо они станут развиваться в иной схеме. По Международному финцентру, думаю, должна просматриваться конструкция лондонского типа, когда существует Сити и его окраинная часть Canary Wharf. Они удобно сообщаются между собой, в том числе беспилотными поездами. И банковские, финансовые бизнес-структуры, которые уже заняли недостроенный московский Сити, должны получить возможность или открывать дополнительные офисы в загородной части, скажем, в Рублево-Архангельском, или иметь очень удобные коммуникации между двумя частями МФЦ.
Есть, однако, и оборотная сторона медали - это огромные расходы бюджета как московского, так и федерального. И не хотелось бы, чтобы растущие расходы казны покрывались за счет налогов на остальной бизнес. Ответа на этот вопрос тоже пока нет. Бизнес-сообщество долгое время убеждало правительство объявить мораторий на повышение налогов. И вместе с нашими партнерами мы добились того, что ставки социальных страховых платежей несколько снижены. Но, тем не менее, мы слышим, как в заявлениях минфина очень часто проскальзывает пессимистическая нотка о том, что через пару лет налоги придется повышать, если уровень государственных расходов не будет снижаться. А с такого рода серьезными проектами, как создание столичного округа, уровень государственных расходов снижаться, безусловно, не будет. Если же учесть, что есть и другие серьезные нагрузки на бюджет, в том числе в сфере пенсионной системы, то угроза дополнительных налогов повисает над бизнесом дамокловым мечом.
РГ: Но, когда была озвучена идея "переезда" госучреждений, руководители ведомств говорили, что это не приведет к большим расходам. Это реально?
Шохин: Сама идея, что можно построить новые объекты, взяв кредит под залог зданий, в которых сейчас размещены федеральные учреждения, разумна. Но это тоже потребует расходов на обслуживание ссуд.
Плюс надо иметь в виду, что если все федеральные органы, финансовый центр выедут из Москвы, спрос на недвижимость в столице может снизиться. Если выяснится, что жить рядом с Белым домом, Кремлем и Охотным рядом особого смысла не имеет, потому что основное время вы проводите в районе Внукова или Рублево-Архангельского, то и цены на недвижимость в центре столицы резко упадут. А это сокращение налоговых поступлений.
РГ: Какой же выход?
Шохин: Нужна новая идея развития Москвы как культурно-музейного центра. Например, на базе Пушкинского музея, который в следующем году отметит столетие, можно создать большой музейный квартал, открыть для туристов Кремль и так далее. Скажем, дома на Краснопресненской набережной частично можно отдать под офисные центры. Но для этого надо, чтобы функционировал офисный комплекс из нынешнего здания правительства, Центра международной торговли и Москвы-Сити. И параллельно нужно думать о комплексном решении вопросов, включая прямую магистраль - дублер Кутузовского проспекта, который выведет на Сколково, Международный финансовый центр. И так по каждому крупному объекту.
РГ: То есть мало решить, куда выезжать минфину, минэкономразвития или МЧС, надо еще определить, что можно развивать на этом месте?
Шохин: Конечно! Просто построить гостиницы на Охотном ряду или на Ильинке недостаточно. Они должны выполнять некую функцию, часть постояльцев московских гостиниц - это не туристы, а деловые люди, политики. Поэтому, кстати, и цены на гостиницы в Москве такие высокие. Но если бизнесмены будут вынуждены околачивать пороги госучреждений в других местах, финансовый центр будет за городом, а там тоже построят гостиницы, спрос на столичные отели резко уменьшится. И непонятно, сработает ли такая модель использования федеральной недвижимости в качестве источника для строительства новых объектов. Может, цифры и сойдутся. А может быть, сначала придется заплатить из бюджета, а уже потом, за счет использования этой недвижимости, пополнять казну. И выходить в ноль или даже в прибыль. Это надо все просчитывать.
Кроме того, теперь необходимо разработать по сути дела два Генплана. Один - "новой Москвы", столицы с вынесенными за пределы МКАД функциями. И второй - Москвы, как культурно-исторического, туристического и иного центра. Задача стоит грандиозная, и на ее обсуждение уйдет еще несколько лет. Это уникальная по своей композиции идея. Ее нельзя сравнивать с развитием столиц в других странах, когда столичные функции либо распределяются по разным городам, либо столица строится совершенно на новом месте между конкурирующими городами. Но мы выбрали собственную модель. И она требует очень серьезной проработки, чтобы, решая одни проблемы, не породить другие.
РГ: И на какие проблемы надо обратить внимание?
Шохин: Например, решив проблему пробок в центре Москвы, не создать их по периметру. Или решив проблему транспортного сообщения высших чиновников и гостей столицы через правительственный аэропорт Внуково, не создать проблем, связанных с передвижением простых граждан, которым придется столкнуться с перекрытием МКАД и дорог по периметру.
Надо решать вопрос с перекрытием движения на время стройки и просчитать транспортные потоки в будущем. Уже сейчас, когда еще ничего не начали делать, я каждое утро еду на работу, и по радио слышу, что стоит Киевское шоссе, Варшавка. Но какие бы мы ни устраивали концессии, схемы частно-государственного партнерства, потребуются очень энергичные усилия и проекты, которые быстро развяжут эти проблемы. Потому что если МКАД будет перекрываться, чтобы с Рублевки доехать до Киевского или до Калужского шоссе, остановится вся "старая Москва". Необходимы вторые, третьи этажи развязок, ликвидация светофоров, расширение так называемой первой бетонки, строительство логистических транспортных центров по ЦКАДу, которые снимут транспортную нагрузку на саму Москву и на новый московский регион между Варшавским и Киевским шоссе.
РГ: Что при этом будет с Подмосковьем, не входящим в "новую Москву"?
Шохин: Если бы жилищное строительство осуществлялось там в тех масштабах, которые заявлены областью сейчас, а Москва бы просто строила некоторые анклавы, где размещались федеральные учреждения, появилось еще несколько городов-спутников, то вокруг них Московская область могла бы иметь нормальный бизнес - строительный, промышленный, какой угодно. Тогда доходы бюджета пополнялись бы гораздо динамичнее, чем это происходит сейчас. Но если речь идет расширении Москвы больше чем в два с половиной раза, то весь бизнес будет крутиться уже внутри этой территории.
Тут нужен подход стратегического свойства. Распределение функций - столичных, промышленных, научных, образовательных - может быть не только внутри страны, но и внутри регионов. Так что, на самом деле, идея расширения Москвы породила довольно много вопросов, связанных не только со столицей. Она ставит и более серьезные вопросы. О концепции пространственного расселения людей, о новом подходе к административному делению страны, о генеральной схеме размещения производительных сил. А это уже элемент стратегического планирования, рассчитанный даже не на пять-десять лет, а лет на 30-50.