В конце года в России начнется выпуск нового авто по цене 220 тысяч рублей
В следующем году минпромторг может рассмотреть вопрос о продаже автомобилей отечественных производителей по аналогии с программой утилизации, но уже для социально не защищенных слоев населения.
Такая работа возможна с минздравсоцразвития, сказал журналистам директор департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения минпромторга Алексей Рахманов.
Но сама программа утилизации продлеваться на следующий год не будет. В кризис она была нужна и способствовала дополнительным продажам, а сейчас только замедлит ситуацию в коммерческом секторе. Поэтому если будет необходимо, то льготную продажу автомобилей проведут в рамках уже других программ. Рахманов напомнил, что 16 миллионов человек в России ездят еще на автомобилях старше 10 лет, так что перспектива по обновлению парка есть. Госпрограмма утилизации, которая была начата в 2010 году, охватила не всех владельцев. В ней участвовали 73 региона, 218 городов и 1902 дилера. В любом случае, подводя предварительный итог, Рахманов отметил, что программа не привела к увеличению числа автомобилей на дорогах, так как старые обменивались на новые. Кроме того, по его словам, на каждый вложенный рубль в рамках программы получено 2 рубля налоговых платежей от каждой купленной машины. 77 процентов выписанных свидетельств получил АвтоВАЗ, это доказало популярность машин в невысоком ценовом сегменте. Жигулевской классики старых моделей было продано 47 процентов, другие производители также получили свою долю в программе. Рахманов считает, что негативного эффекта при закрытии программы автопром особо не почувствует, тем более к концу года предполагается выпуск еще одного автомобиля в низкой ценовой категории 220 тысяч рублей. И он как раз может сгладить прекращение программы утилизации для тех, кто рассчитывает на покупку недорогого автомобиля.
Однако в этом предпочтении автомобилистов, кроется и один из минусов программы. По словам главы минпромторга Виктора Христенко, огромный ресурс программы ушел на старый модельный ряд, то есть многие предпочитали покупать именно старую классику, меняя свое старое авто на аналогичный автомобиль. Конечно, удалось создать сеть точек по утилизации, причем стоимость одной такой установки приблизительно 12 миллионов евро. И сейчас на территории России действует 184 пункта по приему старых автомобилей. Причем, более ста не прекратят свое действие и в дальнейшем, что является хорошим толчком для создания такой новой отрасли, как рециклинг автомобилей. При этом министр подчеркнул, что создание системы полного жизненного цикла автомобилей - интересная задача на будущее. Минпромторг сейчас работает над нормативной базой, которая позволила бы определить затраты на рециклинг и кто будет нести риски в этой сфере.
Виктор Христенко напомнил, что в европейских странах в цене автомобиля заложена утилизационная премия. В рамках же программы утилизации через сертификат за уничтожение старого автомобиля платило государство. При этом Христенко подчеркнул, что пока в России это рисковая зона вложения.
Еще одну важную тему, связанную с развитием автопрома, обсуждали на Общественном совете в минпромторге. Она касается введения стандарта Евро-4 на двигатели с 1 января 2012 года. Этого требования к производителям автомобилей в России никто не отменял, при этом они уже и готовы к переходу на эти двигатели, в том числе и в грузовом сегменте. Однако Христенко сожалел, что со стороны нефтяной отрасли не были соблюдены рамки по топливному техническому регламенту. И внедрение Евро-4 в связи с этим предполагается со следующего года.
Позже Алексей Рахманов в беседе с журналистами отметил, что даже в 2008 году, когда принимались требования по внедрению стандарта Евро-4, было ясно, что в России будут жить разные стандарты топлива для разного класса автомобилей. Но при этом человек должен точно знать, что заливает бак. Минпромторг сейчас пытается составить картину потребления топлива по всей стране, чтобы вывести баланс необходимого топлива и существующих марок автомобилей. В свою очередь, регионы могут сами ограничивать использование устаревших типов двигателей на автомобилях. Например, Москва вышла с инициативой прекратить использование топлива Евро-3 и, заботясь об экологии, намерена следить, чтобы по дорогам ездили машины с двигателями не ниже Евро-4. Это, конечно, хорошо, но перенос сроков очень волнует производителей автомобилей. Они опасаются, что их инвестиции в модернизацию оборудования и внедрение двигателей Евро-4 просто не окупятся, поскольку заказчики будут отказываться от них в пользу Евро-3. Например, только затраты КАМАЗа на модернизацию составили 2,5 миллиарда рублей. И теперь, чтобы оправдать свои инвестиции, необходимо возвращать не менее 300-400 миллионов рублей в год. В минпромторге предлагают для снижения рисков рассмотреть вопрос о повышении акцизов на топливо низкого качества. Кроме того, можно рассмотреть вопрос налогового стимулирования производителей топлива, чтобы им было выгодно завершить модернизацию производства. При этом глава министерства Виктор Христенко сожалеет, что рассматриваются только методы пряника. А - кнута нет. То есть ответственных за срыв сроков по внедрению техрегламента по топливу никто в рамках нынешнего законодательства наказать не может. Министр предложил, если нефтяные компании не будут вкладывать средства в модернизацию, рассмотреть возможность доступа на российский рынок топлива из других стран. Интересно, что автопроизводители представили свою статистику, связанную с производством топлива. Всего 13 процентов горючего в России производится в стандарте Евро-5, причем, 57 процентов дизельного топлива экспортируется и 93 процента направляется в Европу. Российский же парк автомобилей не такой требовательный и из 3,8 миллиона автобусов Евро-4 потребляет не более 10 процентов. Но если на бензоколонке не будет хорошего топлива, то многие производители просто разорятся на замене двигателей по гарантии, так как если в старый автомобиль залить хороший бензин, он все равно поедет, а если в новый автомобиль залить топливо низкого качества, то через несколько метров он может сломаться. И поэтому на каждой бензоколонке должен быть маркер типа топлива, чтобы покупатель выбирал, какой бензин или дизель подходит для его автомобиля.
В минпромторге считают, что, скорее всего, трактора и комбайны продолжат потреблять дешевую солярку, которую не перестанут выпускать нефтяные предприятия.