ЧП произошло после полуночи на воскресенье в районе Лужников. На катере (бортовой номер Р-188140) проходила вечеринки по случаю дня рождения турецкого гостя, вовсю шло веселье. При этом ни фонарей, ни каких-либо других опознавательных знаков на нем не было.
Внимание тех, кто находился в это время на набережной, привлекали только музыка и крики гуляющих на катере. Было ясно, что вино там лилось рекой. И вдруг раздался скрежет металла...Как говорят выжившие очевидцы, неожиданно они почувствовали мощный удар, и судно пошло на дно. Некоторым удалось вынырнуть. На помощь им пришли матросы с баржи - в воду полетели спасательные круги. Подключились и сотрудники спасательной станции, расположенной поблизости. Один из мужчин добрался на берег сам, благо, до него было всего 10 метров. Других - двух женщин и четверых мужчин - вытаскивали уже спасатели. Никого из пострадавших (один из них гражданин Турции) госпитализировать не пришлось. Затем с помощью автокрана катер удалось приподнять, а баржа отошла в сторону, чтобы не мешать работам. На месте происшествия вели работы 145 водолазов и спасателей. К утру воскресенья на поверхность были подняты тела пятерых погибших, потом еще трех. Сотрудники МЧС, используя спецсредства, прощупывали дно реки под катером, чтобы найти тело еще одной женщины.
Что стало причиной аварии, еще предстоит выяснить правоохранительным органам. По одним данным, увидев надвигающуюся баржу "Ока-5", рулевой пытался сделать маневр, чтобы уйти в сторону, но то ли из-за неисправности системы управления, то ли потому что он был пьян, это не удалось, и катер стремительно затянуло под более тяжелую баржу. Грузоподъемность катера, имеющего длину 13,7 м и ширину 3,7, составляла 3 тыс. кг, баржи - в разы больше.
По другой версии, которая считается наиболее правдоподобной, катер на большой скорости врезался в пришвартованную у берега баржу. Уйдя под нее, он оказался накрепко зажат между баржей и дном реки. Скорее всего, капитан "притирался" к берегу, чтобы высадить пассажира. Делать это в том месте категорически запрещено. Эксперты не исключают, что к аварии мог привести и перегруз катера - разрешение на эксплуатацию судна было дано на перевозку лишь 12 человек.
Так или иначе, катер оказался на 3-метровой глубине. Операция по подъему судна с помощью плавучего крана началась после 14.00 в воскресенье. Наверх его тянули особыми "мягкими" полотенцами, закрепленными на кране. Когда почти через три часа судно показалось над водой, оно имело страшный вид: вся верхняя часть была снесена. На момент подписания номера, последний труп так и не был найден. Как заявили "РГ" в столичном МЧС, поиски продолжаются.
На катере пришли следователи Следственного комитета, чтобы составить протокол осмотра судна. После завершения следственных действий судно транспортируют в порт.
По некоторым данным, большинство пассажиров, которых не смогли спасти, были из Волгоградской области.
Список спасенных с катера на Москве-реке:
Малышева Екатерина, 1983 года рождения
Сафонова Эмилия, 1984 года рождения
Овдин Дмитрий, 1980 года рождения
Вайз Небзат, 1980 года рождения
Бобров Дмитрий, 1973 года рождения
Унхаев Магомед, 1986 года рождения
Тарба Кемал, 1983 года рождения
(По данным Управления МЧС по Москве)
Глава минтранса Игорь Левитин побывал с утра в воскресенье на месте трагедии. Он предложил МЧС со стороны подчиненных ему структур всю возможную помощь. Само же судно находится под регистрацией и юрисдикцией МЧС, его инспекции по маломерным судам.
Помощь была оказана, в частности, по буксировке крана, который находился в пяти километрах от места столкновения.
Если говорить о команде катера и выдаче разрешений им на хождение по воде, то это маломерное судно и такими занимается Государственная инспекция по маломерным судам МЧС, уточнили в минтрансе.
Подведомственный Росморречфлоту же предприятие "Канал имени Москвы" отвечает за обеспечение условий безопасности судоходства на Москва-реке, в частности, за гарантированность ширины хода, необходимого радиуса реки для поворота, а также выставление буев. По оценкам экспертов, все необходимые условия для безопасности судоходства были соблюдены. По словам заместителя мэра Москвы Николая Лямова, необходимо срочно создать совместно с федеральными структурами единый диспетчерский центр водного транспорта в столичном регионе. Такие переговоры ведутся.
Катер с навесным двигателем 150 лошадей - это, по сути, обычная моторная лодка. Такие навесные двигатели можно вешать на любые плавучие устройства, заметил в разговоре с корреспондентами " РГ" один из торговцев лодками, яхтами и катерами Василий Новиков.
"Но вот кто позволил такой моторке зайти в акваторию Москвы-реки, тем более в районе Лужнецкой набережной напротив смотровой площадки МГУ, - непонятно. По правилам безопасности, маломерным судам запрещено находиться на судовом ходу, то есть в той части реки, которая предназначена для крупногабаритного флота, барж, пассажирских судов, находящихся под надзором Российского речного регистра", - удивляется эксперт. - Кроме того, на таком типе судов вправе кататься только их владельцы, а коммерческие пассажирские перевозки им также запрещены, вопрошает он.
Ответ на эти и другие вопросы дал президент Московской ассоциации судовладельцев пассажирского флота Кирилл Евдокимов. Как он рассказал " РГ", то, что произошло ночью на реке, следовало ожидать. Тревогу по поводу незаконных прогулочных коммерческих пассажирских перевозок ассоциация била давно. Однако государственные, контролирующие органы смотрели сквозь пальцы. "Коммерческие перевозки по Москве-реке частный судовладелец Зингер совершал в течение трех лет. И таких, как он, сегодня несколько десятков людей, в большинстве своем хорошо известных транспортной милиции. Их катера паркуются в районе Краснопресненской набережной, на причале "Гормоста". "Но вот почему никто их оттуда выдворить не может: ни водная милиция, ни прокуратура", - говорит Евдокимов. Аналогичная ситуация, подчеркивает он, повсюду в регионе. Маломерный флот разбросан по разным причалам и фактически никем не контролируется. Проблема, по словам Евдокимова, - в межведомственной неразберихе, которая сложилась в этом секторе. Дело в том, что несколько лет назад техническое освидетельствование маломерных судов передали в ведение Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС), которая подчиняется МЧС. Ее задача - выдать судовой билет, и только. Проверять маломерные суда им ни в каких инструкциях не предписано. А у судоходной инспекции, проверяющей все суда на реке, напротив, полномочия в отношении маломерных судов, отобрали. Она не вправе останавливать, проверять и штрафовать маломерный флот, поскольку этот "кусок" отдан под эгиду МЧС. Вот и получается новая "лазейка" для нарушений, - делает вывод Евдокимов.
"Наше предложение - передать право контролировать все без исключения суда на реке, в том числе маломерный флот, судоходной инспекции. Только тогда исчезнут незаконные перевозки пассажиров. А технический осмотр маломерных судов вернуть под контроль Российского речного регистра", - говорит Кирилл Евдокимов. По его словам, под маломерные суда с мощностью двигателя менее 55 киловатт сегодня подходят даже теплоходы типа "Ярославец", позволяющие поднимать на борт до 30 человек. "В свое время эти суда находились под контролем Российского речного регистра, но, пользуясь возникшей " лазейкой", их владельцы стараются переходить под контроль ГИМС, чтобы и у самих меньше ответственности было", - рассказал Евдокимов.
Погибший капитан катера - Геннадий Зингер не раз попадал на заметку правоохранительных органов. По словам заместителя главы МЧС Александра Чуприяна, он трижды привлекался к административной ответственности за различные нарушения судовождения, два раза - за стоянку в неположенном месте и один - за превышение числа пассажиров, находящихся на борту.
Последний раз его штрафовали в июле. Сейчас у следователей возникают вопросы в связи с регистрацией затонувшего катера. Как им удалось выяснить, первоначально судно было зарегистрировано в Анадыре, но уже лет шесть эксплуатировалось в Центральной России. Техосмотр прошло в Москве, в государственной инспекции по маломерным судам. Следователям показался подозрительным факт того, что талон техосмотра был выдан 9 мая 2011 года, то есть в выходной день. "Есть основания предположить, что перед выдачей документа катер просто никто не осматривал", - заявляют в оперативном штабе. По непроверенной информации, Зингер, основной дейтельностью которого была работа архитектора и реставратора, не сдавал судно в аренду, а предпочитал катать на нем своих друзей и знакомых. Среди них немало было представителей мира искусства, фотографов, сотрудников PR-компаний. И в этот раз среди пассажиров катера находился популярный фотограф из Турции - 26-летний Кемал Тарба, который работает в международном сетевом проекте Satellite Voices, посвященном моде. По слухам, он является близким знакомцем Вайза Небзата, гражданина Турции, чей день рождения и отмечали на катере.
По факту крушения прогулочного катера на Москве-реке и гибели людей Следственный комитет РФ проводит доследственную проверку. Об этом сообщил официальный представитель ведомства Владимир Маркин.
По поручению председателя СК РФ Александра Бастрыкина для координации работы следственно-оперативной группы доследственной проверкой руководит его заместитель Василий Пискарев. Московским межрегиональным следственным управлением на транспорте СК РФ возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного статьей 263 УК РФ - "нарушение правил безопасности движения и эксплуатации водного транспорта".
Столкновение катера и баржи на Москве-реке в воскресенье, по предварительным данным, произошло по вине экипажа грузового судна, сообщил вчера Владимир Маркин. "В настоящий момент все документы (на эксплуатацию судна) изъяты, в том числе и с баржи, по вине которой, по предварительной информации, произошла трагедия", - сказал он. Маркин также добавил, что к владельцу затонувшего катера неоднократно применялись санкции в связи с административными правонарушениями.
Допрошены четыре члена экипажа "Ока-5" и семь пострадавших, которые находились на маломерном судне. Представитель ведомства добавил, что серьезных ранений у выживших нет, но вызывает беспокойство их психическое состояние. "Спастись им помогали в том числе и члены экипажа баржи "Ока-5", - подчеркнул он.
Подготовил Владимир Федосенко
Трагедия на Москве-реке оказалась не единственной за минувшие выходные. В Республике Карелия на Онежском озере затонул катер грузоподъемностью 10 тонн. Двое утонули, об этом сообщили в Главном управлении МЧС России по Республике Карелия. Как удалось выяснить правоохранительным органам, в момент крушения на судне находились четыре человека и все были в состоянии алкогольного опьянения.
Катер "МСП" держал курс на остров Кижи для транспортировки груза. Судно находилось в неисправном состоянии: один из люков не закрывался, и чтобы трюм не заливало, отверстие просто заложили тряпками. Но их выбило волной, высота которой достигала двух метров. Трюм стал заполняться водой... Капитаны нескольких яхт, которые участвовали в 40-й Онежской парусной регате, заметили, что катер терпит бедствие, и направились на подмогу. Когда они подоспели, корма катера уже находилась в воде. Все четыре члена экипажа были в спасательных жилетах и перепрыгнули на борт яхт, даже не погружаясь в воду.
Однако уже находясь в безопасности двое из них - мужчина и женщина - прыгнули обратно на корму уходящего под воду судна, чтобы спасти груз из рубки катера. Вместе с людьми он ушел на глубину 20 метров. Спасти их не удалось. Поднимать тела погибших будут водолазы из Санкт- Петербурга, имеющие лицензию для работ на больших глубинах.
Вчера же стало известно, что Дальневосточное следственное управление на транспорте возбудило уголовное дело против старшего помощника капитана теплохода "Ом-8" по статье "Выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности". Выяснилось: 29 июля крепко выпивший старпом (в его крови по результатам медицинского освидетельствования обнаружена концентрация алкоголя в 2 промилле - сильная степень опьянения) управлял теплоходом "Ом-8", следовавшим в Комсомольск-на-Амуре из поселка Верехне-Тамбовское. Пьяными были и капитан, и другие члены команды, в их крови концентрация алкоголя составляла от 1 до 3 промилле. А на борту было 14 пассажиров. "Перевозивший пассажиров теплоход при подходе к пристани Комсомольск-на-Амуре трижды не смог пришвартоваться к причалу из-за того, что вся команда судна находилась в состоянии сильного алкогольного опьянения", - сообщили в прокуратуре.
Только по счастливой случайности никто из пассажиров не пострадал.
В воскресенье в Рыбинском водохранилище спасатели обнаружили тело члена совета директоров казанского банка "Анкорбанк" Бориса Бычинского, пропавшего в субботу, об этом сообщили представители Следственного комитета Ярославля. По предварительным данным, банкир плавал на лодке на водохранилище в Брейтовском районе, а вблизи от села Тимонино он по непонятным пока причинам оказался в воде. Началась доследственная проверка.