Эксперты: Банкротство "Континента" приведет к сокращению числа небольших авиакомпаний

В воскресенье силами ряда авиаперевозчиков были эвакуированы последние несколько сот пассажиров, застрявшие в южных аэропортах страны по вине внезапно обанкротившейся авиакомпании "Континент". Всего от авиаколлапса пострадали более 3 тысяч человек. За три дня, с 29 июля по 31 июля было отменено 69 рейсов.

Между тем вплоть до октября 2011 года эта компания, обеспечивающая воздушное сообщение между Камчаткой, Сахалином, Владивостоком, Западом России и южными территориями, успела продать еще около 40 тысяч авиабилетов, тогда как задолженность авиаперевозчика перед аэропортами 16 городов страны составляет уже более 32 миллионов рублей. Росавиавция призвала пассажиров сдавать авиабилеты в кассы агентств по продаже билетов. А транспортная клиринговая палата (ТКП) направила в агентства по продажам авиационных билетов информацию о полном возврате денежных средств пассажирам, сдающим авиабилеты на бланках ТКП. Кроме того, минтранс поручил задержать самолеты "Континента". А Генпрокуратура начала проверку в отношении самой компании, испортившей отпуск многим россиянам. Между тем этот инцидент, по мнению экспертов, приведет к сокращению числа небольших авиакомпаний, которых сегодня в России уже свыше 130.

Еще 20 июля 2011 года на общественном совете минтранса глава ведомства Игорь Левитин отметил, что в авиации, да и в других видах транспорта необходимо укрупнять бизнес. Небольшим компаниям просто не под силу содержать парк в нормальном состоянии, платить по всем счетам одновременно. Случай с "Континентом" - тому свидетельство.

После случившегося Росавиация тоже объявила, что к магистральным перевозкам пассажиров можно допускать лишь крупные авиакомпании, которые имеют в своем парке не менее 20 однотипных воздушных судов. Об этом заявил журналистам официальный представитель Росавиации Сергей Извольский.

А на самом деле такое количество самолетов имеют 15 крупнейших российских авиакомпаний, на долю которых приходится 90% всех авиаперевозок. По данным Росавиации, среди безусловных лидеров, соответствующих новым правилам перевозок значатся "Аэрофлот", "Трансаэро", "Сибирь", "ЮТэйр", "Россия", "Уральские авиалинии", "Оренбургские авиалинии", "Нордавиа", Северный ветер", "ВИМ-авиа", "Авианова", Sky Express, "Владивосток Авиа", "Глобус" и "Авиалинии Кубани". Все остальные авиакомпании, скорее всего, будут переведены в разряд чартерных перевозчиков или не будут выполнять магистральные регулярные рейсы, добавил Извольский.

К началу 2012 года эксперты прогнозируют обострение вопроса укрупнения отечественного рынка, а также уход малых компаний с общей арены.

Перевозчики должны будут пересесть на более совершенные самолеты, а устаревшие типы судов, которые не оборудованы сигнализаций столкновения с землей, будут сняты с полетов. Либо на них надо будет установить оборудование в 150-200 тысяч долларов, что неоправданно для мелких компаний по затратам. Но таковы требования Международной организации гражданской авиации (ИКАО).

Впрочем, сейчас небольшие перевозчики обращаются к главе правительства с просьбой дать им возможность летать на старых самолетах без дооснащения их не только на чартерных, но и на регулярных маршрутах.

Но уже очевидно, что в ущерб безопасности полетов на это никто не пойдет. Поэтому у небольших перевозчиков, говорят эксперты, есть два выхода: первый - объединяться внутри регионов в "холдинги", которые, возможно, поддержат местные власти, и второй - согласиться на поглощение более крупными компаниями, которых заинтересует их маршрутная сеть.

Кстати

Необходимость обновления парка самолетов у региональных авиакомпаний назрела давно, о чем свидетельствовала целая серия недавних авиапроисшествий со старыми самолетами Ту-134 и Ан-24 по всей стране. После этого Росавиация запретила полеты на этих типах самолетов, что и привело, в частности, к банкротстсву "Континента", авиапарк которого сегодня состоит из 9 лайнеров типа 154М.