Даже странно, что на Черном море до сих пор не было полноценного рок-фестиваля, - приморские степи словно специально предназначены для размещения сотен палаток и больших сцен - практически идеальное место. Не говоря уж о самом море - факторе, способном самому по себе обеспечить приток публики на фестивальные площадки и без особой музыки.
Несколько лет назад московскому продюсеру - и будущему директору "Кубаны" Илье Островскому удалось договориться с Краснодарской администрацией, и в 2009 году в беспорядочно залепленный, как всякое удобное место у моря, дощатыми пансионатами поселок Веселовка близ Темрюка приехал первый фестиваль. Кубань стала Кубаной. И кубинский привкус получило все, что имеет отношение к фесту. Эта замена нескольких букв лежит на поверхности, но все равно всякий раз было приятно встречать на песчаных пляжах примеры удачного использования сходства двух слов.
Дневная и ночная сцена здесь носят названия, соответственно, La Dia и La Noche Kubana. Охрану фестиваля несут крепкие парни в красных майках с надписью La Guardia Kubana, и даже талоны на питание для журналистов были исполнены в стиле кубинских денежных купюр с портретом Че Гевары. Видимо, у Кубаны такая планида - находить удачные совпадения. Фестивальный день - почти что живая субстанция, программа меняется на ходу, один артист задерживается, другой уже тут…
И так вышло, что первый день на La Dia Kubana получился днем регги и ска, музыки солнечной и оптимистичной, как раз для разгона темпа. И это была ска отечественного разлива - на вкус, порой, вполне приятного. Московский "Distemper", открывший фест завсегдатай Кубаны, прозвучал, как всегда внятно и энергично, присущие им слаженность, сыгранность и остроумие фронтмена Гоши Тарасова показали нижегородские "Лампасы"; "Беспризорники" из Краснодара от души матерились, мелодии "Фруктового Кефира" были жизнерадостны и изысканны. Ямайскую музыку первого дня разбавил, разве что, сет группы "Слот", одного из лидеров отечественной альтернативы. Звончайший вокал Дарьи Ставрович, обегающий его рэп-речитатив Игоря Лобанова, цельные, с полновесным сценическим звуком (публика перед сценой так соскучилась по нему за первый день!) поданные мелодии - это все было больше похоже на арт-рок европейского уровня.
"Со временем мне бы хотелось видеть на "Кубане" не более 30 процентов российских музыкантов, - сказал "РГ" продюсер фестиваля Игорь Островский. - Так это происходит на фестивалях во всем мире, местных групп на Дас-фесте в Германии или на том же финском Руисроке всегда меньшинство". Это все звучало бы излишне самонадеянно, если бы признаки равнения на лучшие западные образцы, пока незнакомые другим отечественным опен-эйрам, не были бы видны уже в самой организации работы таманского феста. Самое простое: гости "Кубаны" абсолютно не ограничены в передвижении, в любое время могут спокойно выходить за территорию концертной площадки и возвращаться на нее, а в прошлые годы вокруг территории лагеря и забора не было.
Что же касается групп из дальнего зарубежья, то на Кубане в прошлом году их было две - ветераны американского панка NOFX и французы Nouvelle Vague. В минувшие же выходные в поселок Веселовку наведались шесть иностранных исполнителей. Главные леваки американского панк-фронта "Anti-Flag" выдали 45-минутный сет из злых, коротких и бешеных песен-выкриков. Настоящим ска-театром с переодеваниями и декорациями показали себя испанцы (редчайшие гости нашей рок-сцены!) The Locos, электрическим зарядом подбросившие и без того заводную публику кубанского рок-пляжа. Совершенно не обманули ожиданий публики признанное во всем мире трио электронщиков Infected Mushroom - гитара, синтезатор и вокал солиста Эреза Айдема наполняли воздух восточной экспрессией в ритме транса. И напротив, новая группа участника "Зала славы рок-н-ролла" в составе Ramone’s барабанщика Марки Рамона - Marky Ramone’s Blitzkrieg (одна из самых ожидаемых сенсаций "Кубаны") - днем позже сыграла столь уныло, что корреспондент "РГ" впервые в своей жизни заснул стоя….
Фестиваль продолжился, с каждым днем наращивая темп и качество играемой на нем музыки. И поэтому и многообещающей "Моей Мишель", и группе с великолепным женским вокалом Louna (сенсационной участнице недавнего "Нашествия"!), и "Ляпису-Трубецкому" и рэпер-рокеру Noise МС (привезшему за кулисы сцены коляску с малолетним сыном) и новой группе Евгения Федорова Zorge. The Band публика внимала с одинаковой благодарностью. Подпевая каждому слову и в "Дороге в облака" "Браво" и в "Отпусти меня" Lumen и раскачиваясь под нежную "Наташу" екатеринбуржцев из "Аlai Oli".
И одним только летним настроением не объяснишь массовое хоровое пение огромного фестивального поля на концерте, пожалуй, самого неожиданного гостя "Кубаны" - Михаила Боярского. "Дворик", "Спасибо за день", "Зеленоглазое такси", "Пора-пора порадуемся" - это все было не рок, не регги и не панк. Но это была музыка, написанная с душой и спетая без компромиссов. Как и принято теперь на фестивале "Кубана" в Тамани…