Установлены личности всех погибших при крушении катера на Москве-реке

Вчера с утра спасатели продолжали поиски еще одной пассажирки затонувшей в Москва-реке "Ласточки", которая считается пропавшей без вести.

Это Кира Малосай 1985 года рождения. Об этом сообщил официальный представитель столичного управления Следственного комитета РФ Татьяна Морозова. По ее словам, личности всех погибших установлены. Из 16 человек, находившихся на борту катера, семеро спасены, восемь, включая капитана и владельца судна Геннадия Зингера, погибли. Поиски девятой пассажирки продолжаются. "В понедельник, к середине дня, площадь спасательных работ была расширена еще на 500 квадратных метров ниже по течению, - рассказали в пресс-службе МЧС России. - При необходимости площадь поиска может быть увеличена".

Напомним: трагедия произошла около часа ночи 31 июля на Москве-реке напротив смотровой площадки "Воробьевы горы" в районе Лужнецкой набережной. На "Ласточке" проходила частная вечеринка по случаю дня рождения гостя из Турции. По словам самих потерпевших, они почувствовали сильный удар, и судно пошло ко дну. Как выяснилось, в ночи прогулочный катер столкнулся с баржей "Ока-5". Его просто затянуло под более тяжелую посудину. Матросы с баржи первыми пришли на помощь тонущим - в воду полетели спасательные круги. Вскоре подоспели сотрудники МЧС. Всего в поисково-спасательных работах принимали участие 145 специалистов, включая городские аварийные службы, правоохранительные органы и 47 единиц техники. В тот же день злополучный катер был поднят со дна и доставлен в Южный порт.

По факту инцидента Следственным комитетом России возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации водного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц). Что касается причин аварии, то понедельник не принес ясности. По-прежнему рассматривается версия, что рулевой на катере не справился с управлением, а, возможно, эта система была не исправна. По другой версии, катер врезался в пришвартованную у берега баржу. Эксперты не исключают, что этому мог способствовать и перегруз катера, который должен вмещать 12 пассажиров, а здесь их было 16. В любом случае подобных ЧП на Москве-реке, чтобы ночью столкнулись два судна, специалисты не могут припомнить. Ну, а днем - тем более.

- Маломерные суда не имеют права заниматься коммерческой деятельностью и перевозить людей. По сути, это те же нелегальные бомбилы, - заявляет заместитель генерального директора ОАО "Московское речное пароходство" Александр Монахов.

По его заверению, суда, принадлежащие Московскому речному пароходству, а также Московской судоходной компании, ежегодно проходят техническое освидетельствование. Его производит Речной регистр - техническая квалификационная комиссия. Она и выдает специальный документ - паспорт годности к плаванию. Судно проверяется по многим параметрам, в том числе на устойчивость, прочность крепежей, непотопляемость. Перед каждым выходом в рейс все члены экипажа проходят медицинскую комиссию. Члены команды должны иметь специальное образование - средне-техническое либо высшее профессиональное. Но люди, которые приобретают плавсредства для личных целей, регистрируют их в Государственной инспекции маломерных судов (ГИМС). Там же открыты трехмесячные курсы, по окончании которых выдается документ, подтверждающий, что владелец судна умеет им управлять. Но суда, зарегистрированные ГИМС, не могут использоваться в качестве пассажирских. Хотя доказать, что судовладелец, у которого на борту находятся люди, занимается коммерческими перевозками, очень трудно. Он всегда может сказать, что это его родственники или друзья.

Монахов считает, что для пресечения беспредела, творящегося на воде, необходимо вмешательство государства. А конкретно - нужен закон, который ужесточает меры ответственности за использование маломерных судов для перевозки пассажиров.

В свою очередь столичные власти также предлагают в связи со случившейся 31 июля трагедией ужесточить правила эксплуатации транспортных средств в акватории Москвы-реки. По мнению сотрудников департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы, на воде, как и на столичных дорогах, сегодня хватает бомбил на ржавых посудинах. Но если нелегальных таксистов сейчас пытаются привести в чувство, обязав их приобретать разрешения на право осуществления пассажирских перевозок, для чего нужно иметь исправную машину, то за судовладельцами практически никакого надзора нет. Поэтому, как заявил заммэра Москвы, руководитель департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Николай Лямов, необходимо создать диспетчерский центр, в обязанности которого входило бы отслеживание передвижения судов на Москве-реке. Но когда он появится и при каком ведомстве, пока не уточняется.

контроль

Две подряд трагедии с речными судами на Волге и на Москве-реке немедленно подняли волну пересудов о причинах аварий.

Но если после первой трагедии с "Булгарией" громко звучали призывы в СМИ ужесточить правила судоходства, то теперь хор возмущенных голосов требует сделать строже процедуру техосмотра для маломерных судов.

Вчера один из экспертов высказал и более радикальное предложение - ввести технический контроль всех моторных лодок. Он попенял МЧС, что оно не проверяет моторы на лодках и катерах.

Тому, кто владеет катером или лодкой, совершенно очевидна невыполнимость такого предложения. Вскрывать головку блока цилиндров или проверять зазор клапанов не придет в голову даже на автомобильном транспорте. К тому же если автосервисов по стране предостаточно, то фирменные сервисы для малых судов можно пересчитать по пальцам.

Например, сервисные мастерские "Вихрей-30", "Нептунов-23", "Москвы-25" отсутствуют полностью. Эти двухтактные моторы были популярны в советские времена, когда не было импортных. Тем не менее до сих пор на них ходит полстраны. Даже проверять выхлоп у таких моторов бессмысленно, потому что в двухтактниках масло заливается прямо в бензин.

Если идея о техническом контроле моторов лодок все же будет реализована, то тогда по всей стране придется строить станции технического контроля малых судов, но неизвестно, кто готов выложить огромные суммы на создание новой контролирующей структуры.

Что касается техосмотра маломерных судов, то сегодня он проводится весьма жестко. Государственная инспекция по маломерным судам МЧС каждый год проводит инспектирование частных лодок.

Автор этих строк владеет собственной лодкой в Завидово с 1989 года и регулярно проходит техосмотр. Инспекторы проверяют все до мелочей. Отсутствие даже копеечного пластикового черпака на борту служит поводом для отказа выдать заветный талон.

Другой вопрос, почему с приходом тепла на воде оказывается множество "анонимных" бортов. Их хозяева не имеют не только прав на вождение, но даже номеров на бортах и судового билета. Но статистика показывает, что чаще всего в аварии попадают профессионалы, нанятые коммерческими организациями.

Не исключено, что виновником трагедии признают баржу, не вовремя сломавшуюся и не успевшую уйти с фарватера от быстроходного судна. Не исключен и фактор пьянства. На воде эффективного ГАИ нет, догнать быстроходный катер и провести освидетельствование сотрудникам ГИМС бывает сложно. С борта своего катера я не раз и не два наблюдал, как у нас демонстративно пьют прямо за штурвалом. Пока официального заключения о том, были ли трезвы погибший рулевой затонувшего катера Геннадий Зингер и капитан баржи, нет.

Сейчас дело по факту этого происшествия возбуждено по части 3 статьи 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации водного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более человек). Виновным может грозить до семи лет.