В аэропортах Южного региона России и в Зауралье организованы штабы Росавиации, где находятся представители центрального и регионального управления агентства. Они координируют работу аэропортов и авиакомпаний, которые развозят пассажиров за обанкротившуюся компанию "Континент", сообщили "РГ" в Росавиации.
К сожалению, рекомендовать людям обращаться за возвратом денег за купленные билеты в Росавиации уже не могут, так как в Транспортной клиринговой палате на счету компании "Континент" закончились средства. Учитывая, что перевозчик банкрот, он не в состоянии вернуть деньги сам, подчеркнули в агентстве.
Поэтому единственная возможность для тех, кто уже купил билеты "Континента" и все-таки рассчитывает вылететь на отдых и обратно, - ждать места на бортах других авиакомпаний. Обращаться нужно как раз в оперативный штаб, организованный в аэропортах. Другие перевозчики могут пойти на то, чтобы брать пассажиров "Континента" на борт, так как в бюджете 2011 года на компенсацию расходов на перевозку пассажиров компаний-банкротов предусмотрено 300 миллионов рублей. Сейчас Росавиация определяет список компаний, которые смогут осуществлять перевозку.
Однако, учитывая, что это может быть не последний случай банкротства перевозчика, необходимы и другие варианты, которые бы гарантировали пассажирам, что они в обязательном порядке доберутся до места назначения. Минтранс уже заявил, что считает необходимым создать фонд гарантирования авиаперевозок, который будут регулировать сами российские авиакомпании. По мнению замминистра Валерия Окулова, такой фонд необходим для защиты интересов пассажиров. И ситуация с "Континентом" продемонстрировала необходимость его создания. Минтрансом уже подготовлены проекты нормативных актов и положение о фонде гарантирования авиаперевозок. По словам замминистра, пакет этих документов планируется внести в правительство в сентябре.
А в августе в рамках международного авиасалона будет проведен "круглый стол" в Жуковском, где специалисты и участники авиарынка обсудят вопросы формирования фонда более подробно. Валерий Окулов напомнил, что в 2012 году выделение бюджетных средств для финансовых гарантий перевозки пассажиров в случае остановки операционной деятельности какого-либо перевозчика не предусмотрено. И люди могут остаться без защиты.
При этом Окулов не скрывает, что создание фонда приведет к увеличению финансовой нагрузки. Но, по экспертным оценкам, стоимость перевозки одного пассажира возрастет всего на 20 рублей, как раз эти деньги планируется направлять в фонд, размер которого через три года должен достичь 3 миллиардов рублей. Учитывая, что стоимость билета вырастет немного, в минтрансе уверены: создание подобного фонда повысит привлекательность авиаперевозок и позволит обеспечить гарантии для пассажира. Фонд будет создаваться только для регулярных перевозок. На чартерных - между авиакомпанией и пассажиром есть "посредник", например турфирма. Она-то и должна разбираться с авиакомпанией.
В Росавиации сообщили, что им стали известны обстоятельства, приведшие к банкротству "Континента". В июне 2011 года гендиректор компании Красильников за счет выручки приобрел в собственность учрежденной им и его супругой компании несколько Ту-154М. И это не было согласовано с акционерами, хотя Красильникову принадлежит только 25 процентов акций. В результате чего стало невозможным обеспечивать текущую операционную деятельность компании, то есть покупать топливо, платить за услуги в аэропортах. "Данные действия были совершены уже после проведения территориальным управлением Росавиации проверки финансово-экономического состояния авиакомпании. Которая прошла в апреле 2011 года", - сказали в Росавиации.
Следственный комитет уже возбудил уголовное дело по результатам проверок по факту мошенничества. Однако в отношении работников Росавиации проверка Следственным комитетом еще не проводилась, заявили в агентстве. Но Росавиация готова сотрудничать с правоохранительными органами в интересах защиты прав авиапассажиров.
В свою очередь председатель Союза потребителей России Петр Шелищ отметил, что на данный момент, с его точки зрения, единственный способ защиты прав потребителей от того, что они, заплатив деньги, не получают услугу в качестве перевозки, страхование. Тогда за счет страховой компании можно найти способ вылететь к назначенному месту. Он надеется, что история с "Континентом" будет стимулировать такую услугу на страховом рынке. Пока же необходимо приобретать билеты больших авиакомпаний, однако ситуация в мировом авиабизнесе показывает, что "все может быть", отметил Шелищ.