Детский отдых должен быть отдельно выделен в федеральном законе о туризме. Такая мысль прозвучала вчера в рамках "круглого стола" "Почему сложно организовать качественный и недорогой отдых для детей?"
Заместитель главы Ростуризма Евгений Писаревский рассказал о том, что вместе с Ассоциацией туроператоров России служба провела научно-исследовательскую работу, целью которой была оценка дополнительных требований к организации детского отдыха. Большинство опрошенных туроператоров, подчеркнул он, сами считают, что нужно, например, ввести минимальный срок работы на рынке - 3 - 4 года, только после которого можно было заниматься детским отдыхом. Около 10 процентов участников исследования считают, что для тех, кто занимается детским отдыхом, надо вводить специальный реестр.
Собравшиеся представители Ростуризма, Ассоциации туроператоров России (АТОР) и эксперты признали, что этот сегмент рынка толком не регулируется, все, что касается отраслевого законодательства, требует реформы правового поля не только в вопросах защиты и обеспечения безопасности, но и в целом ряде других моментов.
Тем не менее общая статистическая картина довольно неплохая. Так, по оценке Евгения Писаревского, в России присутствует 1384 компании, специализирующиеся на организации детского отдыха. В стране почти 6 тысяч детских лагерей самой различной направленности.
При этом глава комитета по детскому туризму и образовательным поездкам АТОР Борис Самарянов подчеркнул, что есть две основные причины, мешающие организовать правильный детский отдых. Первая - законодательная база, которая не помогает компаниям-организаторам организовать, а потребителям получить качественный детский отдых. И вторая - самостоятельная деятельность учителей школ, преподавателей вузов по организации отдыха.
С другой стороны, причина, по которой взрослые стараются сами организовать отдых детей, понятна - весьма высокие цены. Эксперт Российского союза туриндустрии Марина Сонина поделилась с собравшимися, что стоимость детского отдыха в подмосковных лагерях реально высока по сравнению с зарубежными, среди которых популярны Болгария и Словакия. А цены на отдых детей в курортных зонах Кавказского региона она назвала "просто запредельными".
Решить эту проблему можно. Как считает Евгений Писаревский, необходимы дополнительные механизмы для организации отдыха прежде всего вне сезона. Действительно - как загрузить здравницы в период, когда объективного спроса на отдых нет? Наверняка, предположил чиновник, "нужно использовать механизм субсидирования в период не сезона. Тогда не будет возникать ситуации, когда бизнес в течение 3 - 4 месяцев хочет заработать деньги за весь год. Если нагрузку распределить, это помогло бы справиться с проблемой высоких цен на детский отдых, но решить эту задачу без государства невозможно".
Много вопросов вызывает и отсутствие полноценной информации, позволяющей сделать правильный выбор относительно отдыха детей. Сегодня информационные ресурсы носят либо рекламный, либо узкопрофессиональный характер, не имеют единого формата описания и представления программ детского отдыха, не содержат всей полноты информации о предлагаемых программах, не содержат подтверждения качества предлагаемых программ. Приблизительно 50 процентов ресурсов не имеют системы обратной связи.
Именно эти факторы, подчеркнула заместитель начальника отдела "Социальные рейтинги" РИА Новости Наталья Тюрина, и привели к тому, что возникла идея формирования рейтинга детских программ, в котором на данный момент представлены 294 программы. Все они разделены на 4 блока - оздоровительные, творческие, обучающие и активный туризм. Работа над рейтингом еще продолжается, сейчас идет выстраивание системы обратной связи, и, как заявила Наталья Тюрина, "осенью мы планируем подвести некоторые итоги этих процессов".