На Северном Кавказе разработали уникальный многофункциональный беспилотник

Нальчикские ученые вместе с коллегами из других городов России разработали уникальный многофункциональный авиационный комплекс (МАК) "Нарт", способный расстреливать градовые облака, искать пропавших людей, тушить пожары и выполнять множество других задач в сфере безопасности, в том числе экономической.

Но уже не первый год "Нарт" существует только в виде опытных образцов, хотя у проекта есть серьезное технико-экономическое обоснование и он неоднократно выставлялся на российских и международных авиасалонах, где неизменно вызывал большой интерес. Ведь комплекс может стать частью крупномасштабной службы мониторинга атмосферы, земной поверхности, лавинных и селевых очагов, нефте- и газопроводов, автодорог.

"Нарт" способен работать в любое время суток, независимо от времени года, в сложных метеорологических условиях, опасных для полетов пилотируемой авиации. На его базе можно создать систему защиты от градобития, обладающую преимуществами авиационной (охват больших территорий) и ракетной (высокая эффективность) технологий, а также систему искусственного увеличения осадков и рассеяния облачности (более дешевую и безопасную, чем с применением пилотируемой авиации). МАК поможет проводить фундаментальные научные исследования процессов в грозовых и градовых облаках. И поскольку "Нарт" - детище исключительно отечественное, он значительно дешевле зарубежных аналогов.

- В Северо-Кавказском регионе с точки зрения ЧС есть все виды рискованных территорий: море, горы, леса, степная зона. Многие места труднодоступны, пешком их не обойдешь, - рассказывает начальник отдела предупреждения ЧС Северо-Кавказского регионального центра МЧС РФ Мухамат Анаев. - С вертолета качественное обследование сделать далеко не всегда получается - порой он просто не может подлететь на нужное расстояние. Поэтому в СКФО велика потребность в беспилотных летательных аппаратах (БЛА). В горах регулярно теряются туристы, происходит сход снежных лавин, селей, случаются камнепады. Но те летательные аппараты, которые на сегодняшний день имеются, для наших целей не вполне подходят - они или слишком маленькие, или слишком большие, или очень скоростные. Здесь нужны беспилотники тихоходные и грузоподъемные. "Нарт" нас устраивает по высоте полета, грузоподъемности, дальности и радиусу действия.

Один беспилотник при тушении локальных пожаров заменит десяток человек, им не придется рисковать жизнью

При любой возможности Мухамат Анаев доказывает необходимость запуска в серийное производство комплекса "Нарт", пытается привлечь к решению этой проблемы внимание потенциальных инвесторов или чиновников. В июне он выступил с обстоятельным докладом на совещании Росприроднадзора в Кисловодске. Проект всем понравился, однако реальной помощи по его осуществлению никто не предложил.

Над созданием МАК в течение многих лет на безвозмездной основе трудились группы энтузиастов - работники более десятка предприятий и конструкторских бюро из Москвы, Дубны, Нальчика, Казани, Тольятти. Создавали "Нарт" всем миром: в одном месте разрабатывали сам беспилотник, в другом - катапульту для его запуска, в третьем - наземную станцию управления и контроля. Инициатором проекта и головным разработчиком стал нальчикский научно-производственный центр "Антиград". Поэтому МАК и получил название в честь непобедимых героев-богатырей из сказаний народов Северного Кавказа.

В итоге получился надежный и практичный авиакомплекс, полностью основанный на отечественных разработках. В него входит автоматизированная радиолокационная система, обеспечивающая мониторинг погоды в радиусе 300 километров, беспилотный летательный аппарат многоразового применения, наземная станция предстартового контроля БЛА, система управления, бортовые средства измерения параметров облаков, приборы для мониторинга окружающей среды.

Комплекс может быть и стационарным (располагаться в помещении), и мобильным (тогда системы управления размещены в передвижном фургоне). Все максимально компьютеризировано и автоматизировано. Например, получив прогноз о возможности появления градовых облаков, метеорологическая система автоматически начинает сканирование воздушного пространства. После обнаружения грозового фронта просчитывается степень опасности, определяются координаты района, все данные обрабатываются и формируется программа полета беспилотника, которую при необходимости можно скорректировать. По команде с наземного пункта управления БЛА стартует. В заданной точке беспилотник сбрасывает кассеты, из которых выстреливают миниракеты со специальным реагентом, распыляющимся по трассам полета ракет до 3,5 километров. В итоге вместо града выпадает дождь.

- Сейчас используется ракетно-артиллерийский метод, который применялся еще в СССР. Реагент подается в облака "линией", - продолжает Мухамат Анаев. - В отличие от неуправляемого снаряда, "Нарт" может доставить реагент четко в нужные точки и эффект получается отличный. Кроме того, с его помощью можно более эффективно искать людей в горах, оценивать состояния оползневых склонов. Он способен летать на минимальной скорости около 150 километров в час, и аэрофотосъемка или видеосъемка получается детальной и четкой. Тем более, в отличие от вертолета, БЛА можно несколько раз провести по четко заданному маршруту. Мы пробовали использовать другие отечественные беспилотники, например, небольшие "разведчики", которые есть у МВД. Но у них слишком большая скорость, и осмотреть детально склон не получается. Кстати, такой маленький беспилотный комплекс стоит 11 миллионов рублей, а комплекс "Нарт", согласно экономическому обоснованию разработчиков, оценивается всего в 4,8 миллионов.

В зависимости от модификации МАК способен поднять в воздух от 500 килограмм до тонны груза. Это могут быть не только реагенты для градовых облаков, но и химикаты для обработки сельхозугодий. Может БЛА "закидывать грузы" и в труднодоступные районы. Но самое актуальное для спасателей то, что он способен взять на борт воду для тушения локальных пожаров или, как говорят в МЧС, термоточек, и самостоятельно вылить ее на очаг возгорания. Один такой беспилотник заменит десяток человек, которым не придется рисковать собственной жизнью.

С учетом того, что "Нарт" может находиться в воздухе без дозаправки 50 часов, вполне реально оперативно тушить пожары еще "в зародыше". Это особенно важно для СКФО, где очаги возгорания порой находятся в весьма труднодоступных местах. Да и по всей России такая техника пригодилась бы: "Нарт" может патрулировать пожароопасные районы и моментально реагировать на возгорания.

Однако частные инвесторы в этом проекте не видят для себя особой выгоды, а федеральные чиновники дальше слов одобрения комплекса не идут. И это несмотря на то, что "Нарт" в 2010 году попал в федеральную программу развития сверхмалой авиации. Ведь на основе МАК можно создать не имеющую аналогов в мире многофункциональную информационно-транспортную систему, способную решать широкий круг задач в интересах Росгидромета, МЧС, Министерства природных ресурсов, а также силовых ведомств.