В Постоянном комитете Союзного государства, министерствах и ведомствах России и Беларуси идет активная подготовка к очередному заседанию Совета Министров. Пройдет оно в Москве, и, по предварительной информации, в повестку заседания планируется включить более двадцати вопросов. Среди них - формирование единого научно-технологического пространства Союзного государства, реализация Концепции социального развития, дальнейшее сближение законодательства в социально-трудовой сфере и уровней социальных гарантий граждан Беларуси и России, ход выполнения Программы по преодолению последствий Чернобыльской катастрофы... Ряд вопросов напрямую затрагивает и проблемы экономической интеграции двух стран в рамках Союзного государства. Об этих и других проблемах - наш разговор с Государственным секретарем Союзного государства Павлом Бородиным.
- Павел Павлович, на подходе - очередное, уже 39-е по счету, заседание Совета Министров Союзного государства. Каждое такое мероприятие становится важным этапом в интеграционном процессе Беларуси и России. Если оглянуться назад - что за эти годы сделано?
- Сделано немало, но еще больше предстоит сделать. Сформированы и действуют высшие органы власти, предусмотренные Договором о создании Союзного государства - Высший Государственный Совет Союзного государства, Совет Министров Союзного государства, чья деятельность носит постоянный характер. Функции Парламента Союзного государства выполняет Парламентское Собрание Союза Беларуси и России.
За период 2000-2011 годов проведено 14 заседаний Высшего Государственного Совета Союзного государства. Рассмотрено 150 вопросов. Принято около 130 решений по развитию интеграционного процесса между двумя странами. Исполнительным органом Союзного государства, Советом Министров, проведено за этот период 38 заседаний, где рассмотрено свыше 750 вопросов по различным направлениям союзного строительства.
Для реализации принятых решений образованы комитеты и комиссии Союзного государства: Пограничный, Таможенный, Комитет Союзного государства по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природной среды, Комиссия по тарифному и нетарифному регулированию при Совете Министров Союзного государства. Создана Телерадиовещательная организация Союзного государства. Регулярно проводятся совместные коллегии министерств и ведомств Беларуси и России. Все это создает предпосылки для поступательного развития интеграционного строительства нашего союза.
- Какие направления являются сегодня, на ваш взгляд, приоритетными?
- В первую очередь формирование единого экономического пространства. Благодаря нашим союзным программам мы подняли с колен 26 тысяч предприятий Беларуси и России, создали 5 миллионов рабочих мест. Беларусь была сборочным цехом СССР, а сейчас она сборочный цех Союзного государства. Товаропоток Европа - Россия на 85 процентов идет через Беларусь. Нас, белорусов и россиян, всего 2 процента от численности земного шара, а мы выпускаем 33 процента карьерного транспорта мира, 12 процентов сельхозмашин мира и 10 процентов дизельного машиностроения мира.
В рамках Союзного государства ежегодно разрабатываются прогнозы социально-экономического развития двух стран, прогнозные балансы спроса и предложения по важнейшим видам продукции. С этого года нами разрабатывается уже 36 балансов, причем перечень ежегодно расширяется. Начиная с 1997 года разрабатываются и реализуются совместные балансы топливно-энергетических ресурсов.
В качестве одной из приоритетных задач в Договоре о создании Союзного государства и программы действий по его реализации является формирование единого таможенного пространства (Соглашение подписано в 1995 году. - Ред.). К настоящему времени сформирована достаточно крепкая правовая база, регламентирующая вопросы взаимной торговли и создания единого таможенного пространства.
И хотя сегодня наши государства выступают в новом формате в формирующемся Таможенном союзе Беларуси, России и Казахстана, объективным показателем уровня экономического интеграционного сближения, взаимодополняемости современных экономик является взаимная торговля товарами национального происхождения.
- Недавно национальные статистические ведомства России и Беларуси обнародовали данные по объему российско-белорусского товарооборота. Цифры, признаться, впечатляют...
- Если в 1999 году, когда стороны подписали Договор о создании Союзного государства, этот показатель составлял лишь 6,9 млрд долл. США, то по итогам 2008 года он достиг рекордной величины за всю историю российско-белорусской взаимной торговли - 34,2 млрд долларов США, увеличившись на 30% к уровню 2007 года. И только в 2009 году - году мирового финансово-экономического кризиса - он снизился до 23,4 млрд долларов США. С 2010 года наблюдается стабильный рост объемов взаимной торговли. По итогам года взаимный товарооборот превысил 800 млрд российских рублей (27,9 млрд долларов США), увеличившись почти на 20% к уровню 2009 года. Беларусь в товарообороте России со всеми странами мира занимает шестое место, среди стран СНГ - второе. Беларусь в торговле с Россией находится среди таких лидеров, как Китай, Германия, США. Сейчас товарооборот составляет 34 млрд долларов. За первый квартал этого года - 11 млрд долларов, а в конце года, надеемся, будет за 40 млрд долларов.
И в Таможенном союзе трех государств Республика Беларусь и Российская Федерация продолжают оставаться основными торговыми партнерами. Следует отметить, что прирост стоимостных показателей взаимных поставок обеспечен увеличением физического объема как экспорта, так и импорта, более чем на 50%. С уверенностью можно констатировать, что только объединение экономик позволяет успешно решать экономические проблемы, стоящие перед странами в XXI веке.
- Думаю, не ошибусь, предположив, что происходит восстановление интеграции и кооперации, существовавших в Советском Союзе.
- Причем на качественно новом уровне. Три кита, на которых зиждется успешная экономика любого государства или сообществ - государств: наличие энергоносителей, возможность обеспечения сельскохозяйственной продукцией и человеческий потенциал. Оптимальным, по законам макроэкономики, для эффективного развития является 300-миллионный рынок потребителей. В этой связи все большую актуальность приобретают союзные программы.
- И, насколько мне известно, наиболее точечно они работают в сфере высоких технологий?
- Тематика союзных проектов сегодня охватывает ядерную энергетику, космос и другие высокие технологии. Пример - партнерство в области суперкомпьютерных технологий. В 2000-2004 годах при реализации программы "СКИФ" за счет концентрации усилий разработчиков России и Беларуси были получены результаты мирового уровня в области создания суперкомпьютерных систем и сделаны первые шаги по их использованию в решении прикладных задач. СКИФ К-500 и СКИФ К -100 были включены в текущие списки ТОП-500 самых высокопроизводительных установок в мире. Результат был закреплен в 2007-2010 годах. В ходе реализации программы "СКИФ - Грид" создана гибридная архитектура и опытный участок грид - сети Союзного государства. Сегодня эта сеть интегрирована в общеевропейскую инфраструктуру, что открыло научным организациям и инновационным предприятиям доступ к консолидированным высокопроизводительным компьютерным ресурсам в Беларуси, России и Европе и позволило вести совместные научно-исследовательские работы на международном уровне.
- В каких еще областях интеграция наиболее ощутима?
- В Союзном государстве формируется единая аграрная политика. В этой области реализован ряд совместных белорусско-российских программ. Созданное в рамках одной из таких программ оборудование по переработке плодоовощной продукции позволяет повысить эффективность переработки и упаковки плодов и овощей, снизить потери выращенного урожая в 1,5-2 раза, уменьшить потребность в закупке импортного оборудования. В реализации мероприятий только одной этой программы участвовали 5 основных исполнителей и 31 предприятие - соискатель от Российской Федерации, 4 основных исполнителя и 9 предприятий - соисполнителей от Республики Беларусь. Всего за 2000-2010 годы из бюджета Союзного государства направлено на решение общих проблем Беларуси и России свыше 34 млрд российских рублей. Это позволило полностью или частично профинансировать выполнение свыше 60 совместных программ.
- А в нынешнем году?
- На 2011 год из бюджета запланировано финансирование 42 программ и мероприятий по важнейшим направлениям социально-экономического развития двух стран. Практическое использование результатов программ дает возможность внедряющим предприятиям значительно улучшить свое экономическое и социальное положение за счет выпуска конкурентоспособной продукции, снизить себестоимость. Это миллионы рабочих мест в России и в Беларуси. По-прежнему важными приоритетами интеграции являются вопросы социальной, культурной, молодежной и информационной политики. Базовым документом проведения согласованной социальной политики является Концепция социального развития Союзного государства.
- Знаю, что в рамках Союзного государства проводится существенная работа по унификации законодательств Беларуси и России в различных областях социальной сферы. Этот вопрос стоит и в повестке будущего Совмина...
- Граждане Беларуси и России не должны чувствовать себя иностранцами по отношению друг к другу. К настоящему времени практически решены вопросы, связанные с обеспечением равных прав граждан Беларуси и России на участие в хозяйственной деятельности, получении образования, обмен жилыми помещениями, на трудоустройство. Сегодня реализуется новый в отношениях двух государств "пропорциональный" принцип пенсионного обеспечения, согласно которому каждое государство назначает и выплачивает пенсию за стаж, выработанный на его территории, и обеспечивает "экспорт" назначенной пенсии в случае переселения пенсионера в пределах обоих государств. В целом в 2011 году на социальную политику направляется пятая часть средств бюджета Союзного государства.
- А как вы оцениваете процесс формирования единого правового пространства Союзного государства?
- В этой сфере уже немало сделано. Подписано более 150 двусторонних международных договоров, принято более 300 нормативных правовых актов Союзного государства, проводится постоянная работа над сближением (унификацией) законодательств Беларуси и России, которое должно стать основой для сближения правовых систем наших государств.
И хотя создана солидная нормативно-правовая база, к сожалению, приходится констатировать, что на сегодняшний день не решены многие серьезные вопросы, определяющие процесс формирования правового пространства Союзного государства. Реальная экономическая интеграция затрудняется рядом объективных причин, главная из которых - незавершенность процесса формирования правовой системы Союзного государства. Только завершение формирования правовой системы Союзного государства позволит перевести интеграционные процессы на качественно иной уровень. В этом контексте следует говорить о наиболее важном документе, который позволит концептуально решить проблемы правового регулирования в Союзном государстве - о Конституционном Акте.
- Знаю, что это непростой вопрос. Есть ли повод для оптимизма?
- Вопрос о принятии Конституционного Акта Союзного государства остается на сегодняшний день одним из ключевых вопросов интеграции. Его отсутствие становится главным препятствием, затрудняющим дальнейшее развитие нашего объединения. Принятие Конституционного Акта Союзного государства должно усовершенствовать ныне действующую систему "союзной" государственной власти, с учетом имеющегося опыта ее становления, определить государственное устройство Союзного государства. В Конституционном Акте должны найти свое правовое закрепление предметы ведения Союзного государства исключительные и совместные, полномочия Союзного государства по их реализации, система нормативных правовых актов, система органов Союзного государства.
К сожалению, вынужден констатировать, что последнее заседание российско-белорусской комиссии по подготовке проекта Конституционного Акта Союзного государства состоялось более пяти лет назад. Работа над проектом фактически заморожена, и такая ситуация не внушает оптимизма. Повторю, что только принятие Конституционного Акта и окончательное формирование правовой системы Союзного государства с ее эффективно действующими правовыми институтами, включая систему органов государственной власти и четкую иерархию нормативных правовых актов, позволит перевести интеграционные процессы между Беларусью и Россией на качественно иной уровень.