Минтранс предложил минфину продолжить в следующем году субсидирование пригородных пассажирских перевозок в размере 20 миллиардов рублей. Столько же было выделено на этот год. Если деньги не будут выделены, то проезд может подорожать, заявил вчера замминистра транспорта Андрей Недосеков.
Надежды на то, что с передачей пригородного сообщения регионам эти перевозки себя смогут как-то окупить, пока не оправдываются. Учитывая, что речь идет о массовых и социально значимых перевозках, принимать решение о субсидировании на следующий год все-таки необходимо, считают эксперты.
При этом пригородным компаниям необходимо будет задуматься и об обновлении подвижного состава, стоимость которого немаленькая. Здесь, конечно, возможны различные схемы. В частности, старший вице-президент РЖД Валентин Гапанович отметил, что сейчас ведутся переговоры о производстве на российских предприятиях 1200 вагонов поездов типа "Ласточка". Поскольку денег у новых перевозчиков нет, то предлагается, что покупка может проходить через РЖД с последующей передачей вагонов в уставной капитал пригородных компаний. Где именно планируется создать производство таких электричек? Вероятными площадками могут стать Калуга и Тула.
С высокоскоростным движением дело обстоит более оптимистично. Сейчас заполняемость поездов "Сапсан", которые курсируют между Москвой и Санкт-Петербургом, 96 процентов, и спрос явно не удовлетворен. Это подталкивает РЖД к покупке еще 8 "Сапсанов". Причем по ценам 2005 года. В сентябре планируется подписание контракта с немецкой компанией о создании совместного предприятия по производству подвижных высокоскоростных составов на территории России. Кроме того, уже разработана концепция развития высокоскоростного движения к чемпионату мира 2018 года. Минтранс сейчас выясняет, на каких направлениях целесообразно пускать эти дорогостоящие поезда, где, по словам Недосекова, время движения не должно превышать 4-5 часов. Только в этом случае оно имеет смысл. Когда в минтрансе будет выработана позиция, то концепцию планируется представить на рассмотрение правительства. Сроки пока не уточняются.
Пока же минтранс ведет переговоры с минэкономразвития по включению в тариф на перевозку по железной дороге инвестиционной составляющей, что хотели сделать еще в 2009 году, однако кризис смешал все карты. Уже сейчас, констатировал Недосеков, ясно, что в следующем году есть риск, что инвестпрограмма просто будет недофинансирована. В этом году удалось сгладить ситуацию за счет субсидий из федерального бюджета, сказал замминистра.
При этом чистая прибыль РЖД может составить в этом году 30 миллиардов рублей. Кроме того, правительство приняло решение по продаже 75 процентов акций Первой грузовой компании. Глава РЖД Владимир Якунин отметил, что ее стоимость может вырасти на 20 процентов после переоценки перед продажей. Когда именно будет происходить сделка, Якунин не стал называть, отметив, что претендовать на покупку активов может только российская компания, с парком в 15 тысяч вагонов и опытом оперирования ими не менее полугода.
Глава РЖД поделился другими планами - развивать вложения в инновации. Сейчас около 5 миллиардов рублей компания тратит на инвестирование НИОКР. К 2015 году планируется тратить на это уже 1 процент от выручки. Подтверждением, что компания уже сейчас делает многое в этом направлении, стал запущенный вчера проект передвижного выставочно-лекционного комплекса. Это поезд, в котором собраны разработки в области энергосбережения, экологической безопасности и другие разработки российских ученых. В том числе по внедрению двухэтажных вагонов, новшества в развитии железнодорожных вокзалов и даже системы очистки воздуха. Поезд проследует более чем через 40 крупных городов России: из Москвы до Советской Гавани. Будет идти он 71 день, и за это время все желающие смогут ознакомиться с видением компании, как должен развиваться железнодорожный транспорт в России в рамках инноваций.
Якунин напомнил, что год назад, в июле 2010 года, во время встречи главы государства Дмитрия Медведева с канцлером Ангелой Меркель было предложено России воспользоваться немецким передвижным комплексом научных разработок из трех вагонов. Теперь же у России есть свой состав из более чем девяти вагонов.