Принято долгожданное для российских лоббистов постановление правительства, закрепляющее полномочия минэкономразвития и минюста по проведению экспертизы нормативных правовых актов для выявления в них положений, затрудняющих инвестиционную и предпринимательскую деятельность. Для делового сообщества несомненным плюсом таких нововведений является еще одна возможность легального влияния на содержание актов ведомств, необоснованно затрудняющих инвестиционную и предпринимательскую деятельность.
Внедрение института оценки регулирующего воздействия (ОРВ) - именно так называется новый инструмент оптимизации государственного управления - уже вторая новация за последние несколько лет, наделяющая бизнес легальным правом прямого влияния на процесс выработки политических решений, затрагивающих его интересы.
Возможность обязательного учета позиций бизнеса при разработке нормативно-правовых актов впервые была закреплена еще в федеральных законах "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" и "Об антикоррупционой экспертизе нормативно-правовых актов и проектов нормативно-правовых актов", вступивших в силу в начале 2010 года. У этих законов есть несколько полезных для бизнеса новелл: во-первых, создается институт независимых экспертов/экспертных фирм, регистрируемых при министерстве юстиции (на сегодня уже зарегистрированы 828 экспертов и 164 фирмы); во-вторых, федеральные органы исполнительной власти должны публиковать информацию о своей нормотворческой деятельности в сети Интернет, что с разной степенью успешности, но все же реализовывается. Указанные субъекты могут проводить независимую экспертизу проектов нормативно-правовых актов, которая должна обязательно учитываться при дальнейшем их прохождении и согласовании в аппарате правительства, администрации президента, Федеральном Собрании и пр.
Согласно принятому в пятницу постановлению правительства эти возможности расширяются еще больше. Согласно новым правилам все нормативно-правовые акты, разрабатываемые ведомствами, включая проекты федеральных законов, должны быть опубликованы на официальных сайтах ведомств и быть отправлены на экспертизу в департамент оценки регулирующего воздействия министерства экономического развития РФ на экспертизу на предмет "выявления положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности". Помочь минэкономразвития в выявлении таких негативных последствий должно предпринимательское сообщество, которое, как предполагается, должно направлять письменные жалобы в четыре общероссийские бизнес-ассоциации: Российский союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленную палату, а также в общероссийскую общественную организацию "Деловая Россия" и общероссийскую общественную организацию малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России".
По результатам экспертизы нормативно-правовых актов, минэкономразвития или вносит в министерство юстиции предложения об их отмене или изменении, если это акты ведомств, или направляет свои предложения в правительственную комиссию по проведению административной реформы, если это федеральные законы, указы и распоряжения президента, постановления и распоряжения правительства.
Таким образом, у предпринимательского сообщества появляется дополнительный рычаг влияния через близкое ему по духу экономическое ведомство. Только за последние годы можно привести сотни ведомственных актов и федеральных законов, которые были приняты в корпоративных интересах конкретных ведомств, но в обход интересам российских предпринимателей. Приведем лишь пару заметных примеров последнего времени.
Федеральный закон "О персональных данных", заставляющих компании, работающие с персональными данными пользователей, обеспечить организацию системы защиты данных, их обработки и уничтожения, серьезно ударил по банковской, страховой, телекоммуникационной отрасли. По оценке вице-президента МТС Руслана Ибрагимова, прямые затраты его компании в связи с принятием закона составили $40 млн плюс $2-5 млн дополнительных ежегодных трат. Общие же потенциальные издержки компании от последних ведомственных и законодательных инициатив специалист оценивает в более чем $1 млрд.
Другой разрабатываемый в настоящее время министерством транспорта Федеральный закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты, связанные с реализацией и рекламой табачных изделий и алкогольной продукции, а также ограничением курения табака" предлагает ввести запрет на курение табака в поездах дальнего следования, на станциях и железнодорожных вокзалах вне отведенных для этого мест. Проект закона также предполагает запрет на продажу табака и любого алкоголя на станциях. По оценкам экспертов ОРВ, данный законопроект не только ударит по предприятиям малого бизнеса, традиционно реализующего табачную и пивную продукцию через ларьки, но и повысит коррупционную составляющую, так как загонит курильщиков - пассажиров поездов дальнего следования - в безвыходное положение, вынуждая их нарушать закон. Предполагается, что штраф за курение в вагонах (в том числе в тамбурах пригородных поездов) может составить 2 тыс. рублей.