Собственно в повторах, коими изобилует летний телеэкран, нет ничего плохого. А если это повторы качественных сериалов, шоу, документальных фильмов, так и слава богу. Просто, когда ТВ только и делает, что бисирует, у зрителя создается впечатление, будто нашим федеральным телеканалам, массовикам-затейникам, и показать больше нечего.
Нарезка
Это впечатление становится особенно невыгодным, когда то немногое, что является на телеэкран впервые, представляет собой нечто невыразительное по картинке и банальное по содержанию.
Это в первую очередь касается криминальных сериалов, которые бесперебойно поставляются на наши главные федеральные каналы.
Жмешь наугад выбранную кнопку и попадаешь в морг:
- Гражданин Петров, пройдите на опознание трупа. Вы узнаете своего брата?
Переключаешься. И здесь - труп, сильно изуродованный, его идентифицировать можно только посредством генетической экспертизы. - Коля, заодно пробей пальчики по базе.
- Да когда мне успеть! На мне еще три висяка, и тещу надо встретить. Она приезжает из Барнаула, чтобы лечь в больницу на операцию.
На другом канале Тарас Мотыль убивает Лобусова, инсценируя нападение на него бродячих собак.
...Дашу укусил похотливый кот, и она становится похотливой кошкой. В переносном смысле.
...Студенты-практиканты медицинского института собираются кружком вокруг трупа, по идее хладного, а он тепленький. Вот ужас-то.
...Студент Видат внезапно исчез.
...Пропала Дуня Жилкина.
...Даша Васильева оторвалась от сна. Открыв глаза, увидела, что пожар в доме, а на софе рядом - обнаженный труп незнакомого мужчины.
...Максим возвращается домой и видит два трупа.
...Гена объявляет сексуальную забастовку.
...Сексуальному маньяку Шурику понравилась девушка из стрип-клуба, что подрабатывает на жизнь работой в публичной библиотеке.
...На изнасилованной девушке обнаружили следы спермы мужчины, который уж лет десять как зачислен в трупы.
И т.д. и т.п. Нет, если усердно поработать пультом, то можно интересное кино смонтировать. Терпения не всегда достает. Поэтому с облегчением останавливаешься, когда натыкаешься на что-то уже виденное и даже перевиденное, но добротное. Например, на "Каменскую". Или на "Тайны следствия". Или на "Глухаря".
Когда "Тайны следствия" уже не тайны
Правда, и в "Тайнах..." труп на трупе сидит и трупом погоняет. Но там те, кто жив, - симпатичные персонажи. Особенно следователь прокуратуры Маша Швецова (Анна Ковальчук). Да и остальные члены коллектива районной прокуратуры от секретарши до начальника - люди с характерами, с подробностями, с психологией.
Этот сериал повторяют не первый и, возможно, не десятый раз, но в нем можно по-прежнему укрыться от бесконечных стрелялок, от пыток в подвалах долгостроев, от погонь со скрипом тормозов на крутых виражах и т.д. В нем уютно и психологически комфортно даже в морге, куда по делам службы частенько приходится наведываться главной героине.
На сей раз сериал стали крутить с самых первых серий, с той поры в жизни главной героини, когда она была первый раз замужем, причем не очень удачно - муж ревновал к работе. Было это лет десять назад. Смотришь и думаешь: вроде недавно, а сколько воды утекло! Маша снова замужем, теперь удачно: за порядочным бизнесменом. Он ее подвозит на работу, с пониманием относится к ее служебному долгу и ее призванию. Это лирика. Интересен и антураж.
Прежде всего, бросилось в глаза, что у следователя прокуратуры нет мобильника. Героиня, чтобы связаться с начальством и доложить обстановку, вынуждена просить у патрульного милиционера трубку от рации. Да и ни у кого мобильных не видно. Самое крутое - массивная трубка с антенной - радиотелефон. Что еще? Ну, компьютеры, чуть ли не первого поколения, битые-перебитые милицейские газики-уазики; со служебными машинами вообще проблемы... Хорошо, что у одного из сотрудников личная иномарка - так он, спасибо ему, часто выручал и Машу и всю районную прокуратуру в ее лице.
А вообще, "мобильник и детектив" - это такая же интересная тема, как "авто и приключенческий фильм". Можно километрами писать диссертации о роли новейших средств связи и передвижения на развитие драматургической техники детективного фильма. Может, они уже и написаны. Но не в прогрессе аудиотехнологий удача современных детективов.
Именно издалека видно, чем покорили "Тайны следствия". Понимаешь, что и в детективном сериале более всего занимательна не интрига - будь она трижды хитроумной с головокружительными сюжетными поворотами, - а живой человек. Как та же Маша Швецова. Или Настя Каменская. Или Сергей Глухарев. Или, вспомню иностранца, - лейтенант Коломбо. К этим ребятам можно прицепить любую фабульную фишку.
Не любую, конечно. Желательно - искусную. Но она так или иначе уже является делом сценарной техники.
Если говорить о специфике отечественной традиции детективного жанра, то для более полного успеха важен еще один ингредиент: у главного героя должен быть не просто партнер в роли доктора Ватсона при Шерлоке Холмсе. Рядом с ним должна быть целая команда Ватсонов. Коллектив верных, но менее догадливых сотрудников. На сию истину натолкнулись еще создатели советского теледетектива "Следствие ведут знатоки".
Вольно или невольно традиция эта была подхвачена сериалом "Каменская", продолжена "Тайнами следствия". Да, собственно, и "Глухарь" не чужд ей. Хотя последний стоит несколько на особице. Наверное, по той простой причине, что в этом сериале честный "мент" - фигура трагическая. Он подобно искусному канатоходцу балансирует на грани закона и беззакония. И никак иначе не может исполнять свою служебную миссию, поскольку так устроена повседневность: добро в одном флаконе со злом. Его содержимое - отрава. И первые, кто становится жертвами раздвоенной, порванной в клочья морали, - служители Закона.
"Глухарь" появился на ТВ еще до того, как случилась беда под названием "майор Евсюков". Сейчас по-своему любопытно и познавательно пересматривать художественный сериал выпуск за выпуском. Глубже понимаешь природу такого эксцесса, как тот, что случился с довольно высоким милицейским чином.
***
Наверное, все-таки самым целебным повтором на этих днях оказался сериал "Николай Вавилов" Александра Прошкина. В нем особенно актуальна коллизия противостояния ученого Вавилова и псевдоученого Лысенко. Богдан Ступка так точно ухватил и вытащил на солнышко наглость мракобеса и демагога, что, кажется, этот порок пригвожден к позору на вечные времена. Не тут-то было. Жив и этот курилка. Просто сегодня таких крупных мошенников не встретишь. А по мелочи - пруд пруди. Следите за популярными ток-шоу; там их и можно отлавливать.