В фонде "Эра" в Москве показывают наивное искусство

V фестиваль коллекций современного искусства, который проводит ГЦСИ, открылся выставкой "О наивном и вечном на Земле" в фонде "Эра", где представили свои собрания Сергей Тарабаров и Светлана Солоденникова.

Они увлечены наивным искусством и в Трубниковском переулке показывают живопись Елены Волковой, Василия Григорьева, Михаила Ржанникова, Александра Суворова и цветные деревянные скульптуры последнего.

Тут, конечно, самое неожиданное, что наивные художники оказались отнесены к современному искусству. Потому что больше всего в их картинах, будь то портреты львов на зеленом лужке с мелкими цветочками, которые написаны Волковой, лесные пейзажи Суворова или яркие натюрморты Ржанникова и Григорьева, обстоятельные, как "Хазарский словарь" Павича, и исчерпывающе перечисляющие объекты застольных наслаждений от раков до наливки, впечатляет как раз отсутствие почти всяких примет современной жизни.

Нет, конечно, у Суворова на картине "Ракета идет" можно обнаружить эту самую "ракету" на подводных крыльях, несущуюся по реке мимо парочки, которая сталкивает в воду свою неспешную лодочку, а у Ржанникова - "Лечебный бювет" с пациентами в больничных халатах и медсестрой. Но эти следы цивилизации не выглядят чужеродными объектами в гармонии мира и человека, ощущением которой пронизано наивное искусство. Художники не озабочены "актуальностью" момента, концепциями и верностью правилам искусства. Более того, их не волнует, кажется, по большому счету и выражение собственного индивидуального видения мира. Главное, что они стремятся сообщить то, что мир и жизнь прекрасны.

Парадокс в том, что эти излучающие радость работы сделаны людьми, за плечами которых, как правило, страшно тяжелая жизнь. За почти столетнюю жизнь Елены Волковой на ее долю выпала и тяжелая болезнь в детстве, Гражданская война, голод, гибель мужа в Великую Отечественную войну, эвакуация, работа в госпиталях... Но с полотен этой скромной швеи, которая одна после войны растила сына, на нас смотрят человечьими глазами лисичка-рыболов и волк в окружении ягод и грибов, у нее карась похож разом на золотую рыбку и сказочную огромную рыбу-кит с детенышем... Ее мир по-сказочному добрый, яркий, теплый. Суворов, полный тезка знаменитого екатерининского генерала, пережил и сиротство, и многолюдье общежитской жизни, и болезнь жены. Всю жизнь проработал на железной дороге. Но на его картинах - идеальный мир лесных опушек, идиллических деревенских забот... Его раскрашенные деревянные гармонист и Илья Муромец, пляшущая под балалайку внука бабуся и женщина с самоваром - жизнерадостны, основательны, крепки.

Наивные художники создают свои простодушные чудеса не благодаря (допустим, образованию, комфортным условиям жизни или поощрению ценителей), а наоборот - вопреки (скажем, скудости быта и бесприютности, горестям и болезням). Трудно отделаться от мысли, что источник искусства и подземные родники жизни в наивном искусстве оказываются как-то связаны. Искусство тут, похоже, вроде живой воды или, по крайней мере, открывает путь к скрытым источникам полноты существования. Оно дает внутреннюю опору прежде всего самим авторам, а потом уж зрителям.

P.S.

Этот "код доступа" к живым источникам, эта связь с сердцем зрителя напрямую, без посредников "большой культуры", делает феномен наивных художников столь привлекательным для современного искусства. Некоторые профи даже используют язык наива для собственных высказываний. Не углубляясь в историю искусств, можно вспомнить хоть недавнюю выставку Аркадия Петрова. Но это уже другой опыт. Очевидно, что секрет наивных художников не в особенностях языка или стилистики. Скорее - в целостности восприятия жизни, в ощущении единства с природным миром. А это гарантия того, что в разорванном и фрагментированном мире современной культуры их творчество будет востребовано как мощная естественная альтернатива. Или - как сказочное тридевятое царство, в поисках которого будут отправляться новые и новые экспедиции за живой и мертвой водой.