"Росатом" предлагает поднять со дна морей затонувшие подлодки

В канун очередной годовщины со дня гибели "Курска" российским налогоплательщикам предъявили новый счет: первый замглавы "Росатома" Иван Каменских публично поставил вопрос о подъеме со дна арктических морей двух атомных подводных лодок.

Причем сделал это не у себя в корпорации, а в рамках международной конференции по проблемам Арктики, которая была организована на борту атомного ледокола "Ямал" во время его перехода из Варандея в Тикси по Северному морскому пути.

По словам Каменских, выступившего с докладом "Экологические проблемы утилизации атомных энергетических установок в Арктике", в ближайшее время необходимо принять решение по подъему или окончательному захоронению атомной подлодки Б-159, затонувшей в 2003 году во время буксировки в Баренцевом море. И - аварийной К-27, которая еще в 1982 году по негласному решению была сознательно затоплена у восточного побережья Новой Земли. Определиться с дальнейшей судьбой этих потенциально опасных объектов нужно для того, чтобы "гарантировать благоприятное экологическое состояния Баренцева и Карского морей". Как утверждают, перед открытием международной конференции этот вопрос поднимался на Совете безопасности РФ, который состоялся в Нарьян-Маре.

"Думаю, что вопрос об этих АПЛ должен быть решен в 2012 году, - заявил журналистам Иван Каменских. - Безусловно, их подъем - немалое финансирование. Но решать это надо для того, чтобы была полная уверенность, что в будущем проблем с радиоактивным загрязнением морей, где затоплены эти лодки, не возникнет...".

Две атомные субмарины, к судьбе которых сейчас привлечено внимание, - не единственные потери такого рода в Мировом океане. С середины прошлого века, когда на вооружение подводного флота стали поступать ядерные ракеты и торпеды, а затем и корабли с ядерными энергоустановками, в результате аварий и катастроф на дне морей оказались восемь атомных подлодок и одна дизель-электрическая с ядерным оружием. Большинство из них погибли на глубинах от полутора и более километров. Гигантское давление и удары о грунт приводят к неизбежным разрушениям прочного корпуса, что серьезно осложняет или вовсе исключает возможность их подъема.

В этом смысле показательна судьба дизельной лодки Тихоокеанского флота К-129. Она пропала при невыясненных обстоятельствах во время боевой службы у Гавайских островов в марте 1968 года. Тогдашнее руководство СССР эту потерю скрывало - даже от семей подводников (а в экипаже значилось 98 человек). И только семь лет спустя в американские газеты просочилась информация, что погибшую советскую подлодку тайно обнаружили ВМС США на глубине более четырех километров, а затем была предпринята сверхсекретная операция "Дженефер" по ее извлечению. Но попытка эта не совсем удалась - поврежденный корпус лодки при подъеме разломился, и добыча в виде ядерных боеголовок и секретных кодов, на что так рассчитывали в ЦРУ и Пентагоне, ускользнула из рук.

Через два месяца с небольшим после того, как в Тихом океане "без вести" пропала советская К-129, в Центральной Атлантике, в районе Азорских островов, при таких же загадочных обстоятельствах навсегда ушла в пучину американская атомная подлодка "Скорпион" (Scorpion) - со всем экипажем (99 подводников), атомным реактором и двумя торпедами "Астор" в ядерном снаряжении. Точные координаты ее гибели не разглашаются до сих пор, хотя место это установлено и тщательно обследовано с использованием специальных аппаратов. Глубина океана в этой точке - 3600 метров, корпус лодки представляет собой несколько фрагментов, речи об их извлечении не идет.

"Скорпион" стал второй подряд потерей в атомном подводном флоте США. За три года до этого, 10 апреля 1963-го, в северной Атлантике погибла атомная подлодка "Трешер" (Thresher, SSN-593). Ее команда - 112 военных моряков и 17 гражданских специалистов - в 220 милях к востоку от Бостона проводила глубоководные испытания корабля после его заводского ремонта и модернизации. На "Трешере" была установлена опытная ядерно-энергетическая установка, а максимальная глубина определена в 400 метров. Обломки погибшего корабля обнаружили поисковыми средствами на глубине, в шесть раз превышающей максимальную...

Что касается трех погибших АПЛ из состава советского ВМФ, то и они все затонули на глубинах, многократно превышающих допустимую для них глубину погружения. Торпедная АПЛ К-8 унесла на дно Бискайского залива реактор и спецбоезапас. Стратегическая К-219, потерпевшая аварию в канун исторической встречи Михаила Горбачева и Рональда Рейгана в Рейкъявике, сократила наш ядерный потенциал на 15 баллистических ракет. Вместе с ними на дне Атлантического океана - два ядерных реактора. Но глубина в этой точке, удаленной от судоходных путей, более 5500 метров. И сколько-нибудь заметного изменения радиационного фона пока не замечено.

А вот с К-27 ситуация иная. Она не затонула, а сознательно затоплена без малого тридцать лет назад в заливе Степового у восточного (Карского) побережья Новой Земли. Так, увы, негласно избавлялись в те годы от аварийных атомных объектов. Мало кто знает, но по соседству с К-27 в прибрежных водах Новоземельского архипелага затоплено еще 14 реакторов с подводных лодок, из которых шесть - с невыгруженным ядерным топливом. Там же, в заливе Цивольки, - 125 тепловыделяющих сборок утоплены вместе с аварийными реакторами атомного ледокола "Ленин".

Время от времени в этот район по заданию МЧС и Росгидромета наведываются (как правило - попутно) гидрографические и прочие суда, чтобы замерить радиационный фон и оценить состояние защитных барьеров. Судя по информации из открытых источников, особо тревожной информации от них не поступало. Но что будет завтра, никто сказать не берется. Поэтому предложение, озвученное заместителем главы "Росатома" Иваном Каменских, может быть по душе не только атомщикам и военным. Это тот редкий случай, когда голос в поддержку могут отдать даже экологи, априори недолюбливающие все атомное.

акцент

За 55 лет с начала использования в подводном флоте атомных реакторов затонули (безвозвратно потеряны) восемь атомных субмарин: две американские, четыре советские и две российские.

В 2001 году с глубины 108 метров был поднят "Курск" с двумя ядерными реакторами.

АПЛ "Комсомолец", погибшая в 1989 году в Норвежском море, загерметизирована на глубине 1680 метров специальным составом.

Глубоководные потери

  • ПЛА Thresher (SSN-593) - первая в США подлодка нового класса "Пермит" с опытной ядерно-энергетической установкой. Максимальная глубина погружения - 400 метров. Погибла 10 апреля 1963 года со всеми находившимися на борту (112 военных моряков и 17 гражданских специалистов) при глубоководных испытаниях в северной Атлантике (в 220 милях к востоку от Бостона) после 9-месячного заводского ремонта и модернизации. Фрагменты корпуса обнаружены на глубине 2600 метров.
  • ПЛА Scorpion (торпедная, с одним реактором и двумя торпедами "Астор" в ядерном снаряжении), США. Погибла 22 мая 1968 года со всем экипажем (99 подводников) при невыясненных обстоятельствах во время боевой службы у Азорских островов в центральной Атлантике. Фрагменты корпуса обнаружены на глубине 3600 метров.
  • АПЛ К-8 (торпедная, с одним реактором), СССР. Во время учений "Океан" потерпела аварию и затонула из надводного положения (12 апреля 1970 года) в Бискайском заливе на глубине 4680 метров. Погибло 52 подводника.
  • АПЛ К-219 (с двумя реакторами и 15 баллистическими ракетами - до 50 ядерных боеголовок), СССР. Шестого октября 1986 года затонула из надводного положения в центральной Атлантике в результате взрыва компонентов ракетного топлива. Погибло 4 члена экипажа, остальные подводники эвакуированы. Глубина океана в точке гибели (Саргассово море) - более 5500 метров.
  • АПЛ К-278 "Комсомолец", СССР. Единственная в мире боевая глубоководная АПЛ. Прочный корпус из титанового сплава позволял погружаться на 1000 метров. В результате пожара в седьмом отсеке всплыла и через четыре часа, потеряв плавучесть, затонула у острова Медвежий в Норвежском море. Погибло 42 подводника. В зоне активного рыболовства на глубине 1680 метров оказались атомный реактор и две торпеды в ядерном снаряжении. От первоначальных планов подъема отказались. В 1992-1995 годах загерметизирована специальным твердеющим составом прямо на дне.
  • АПЛ К-27 (с двумя реакторами на быстрых нейтронах), СССР. После аварии реактора и нескольких лет отстоя на основании негласного решения затоплена в 1982 году в заливе Степового у восточного побережья Новой Земли на глубине 33 метра.
  • АПЛ К-141 "Курск" (с двумя реакторами, без ядерного оружия), Россия. Погибла вместе со всеми находившимися на борту (118 человек) 12 августа 2000 года во время плановых учений в Баренцевом море на глубине 108 метров. В ноябре 2001 года поднята со дна (за исключением разрушенного взрывом первого, торпедного, отсека), поставлена в док и утилизирована.
  • АПЛ К-159 (выведенная из боевого состава), Россия. Затонула 30 августа 2003 года в Баренцевом море возле острова Кильдин на глубине 248 метров при буксировке к месту утилизации. Погибло 9 из 10 человек технического экипажа.