Московское отделение Росимущества вернуло в собственность государства недвижимость на 1,6 млрд рублей

Почти 30 тысяч квадратных метров недвижимости вернуло в прошлом году в собственность государства Территориальное управление Росимущества в городе Москве. На 1,6 миллиарда рублей, если считать по средним столичным ценам на недвижимое имущество.

Возвратом в федеральную собственность имущества, которое из-за разного рода махинаций выбыло из владения Российской Федерации, занимается отдел правового обеспечения территориального управления. Сейчас у него только по такому имуществу находятся в производстве еще судебные дела на 1,5 миллиарда рублей.

Команда отдела правового обеспечения была создана два года назад после реорганизации Территориального управления Росимущества по городу Москве. В настоящее время в отделе работает 19 юристов, которые ежемесячно ведут около 400 судебных дел. Для такого небольшого штата - беспрецедентная нагрузка. И справляться с ней помогают новые технологии. Какие? О них и о работе подразделения "РГ" рассказал начальник отдела, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и криминологии Академии экономической безопасности МВД России, доцент кафедры государственного, муниципального и корпоративного управления Финансового университета при правительстве РФ Павел Федотов.

Российская газета: Павел Викторович, почему все-таки государственное имущество уходит из казны? Трудно уследить?

Павел Федотов: Недобросовестные коммерческие структуры прикладывают максимум усилий, чтобы вывести его из собственности Российской Федерации. В основе - различные манипуляции. Найденные и снова оформленные в собственность РФ объекты используются теперь государственными организациями либо включаются в состав имущества, подлежащего приватизации.

РГ: Сколько таких "утерянных" объектов еще находится в розыске?

Федотов: Думаю, объекты на сотни тысяч квадратных метров нам еще предстоит найти.

РГ: И все-таки, по каким каналам идет утечка?

Федотов: Во-первых, мы возвращаем имущество, которое было незаконно приватизировано, а впоследствии, как часто бывает, перешло по цепочке сделок третьим лицам. Это примерно 15 процентов всех дел.

Во-вторых, имущество, которое с советских времен зависло в воздухе, поскольку архивы по нему пропали либо засекречены, а место их нахождения неизвестно. Это особенно актуально для предприятий военно-промышленного комплекса, учреждений культуры и образования. Такие объекты до сих пор не учтены так, как следует, не зарегистрированы в установленном законом порядке и используются государственными организациями по факту. Но это, как вы понимаете, приводит к бесконтрольному распоряжению объектами - раз они не учтены в территориальном управлении, то не подвластны проверкам. Чтобы вернуть такое имущество под государственный контроль, зарегистрировать право собственности РФ, мы идем в суд. Тоже достаточно большая категория дел, процентов 15.

В-третьих, не менее 30 процентов дел касается долгов предприятий-арендаторов за использование объектов федеральной собственности. В 2010 году мы взыскали более 170 миллионов рублей с организаций, которые арендовали федеральное имущество, но потом либо съехали, не заплатив, либо по каким-то другим причинам прекратили платить. В целом, наши юристы подали таких исковых заявлений в суды на 200 миллионов рублей. Но 40 процентов должников мы разыскиваем. При этом по закону, до подачи иска к должнику, обязаны применить досудебный порядок урегулирования спора, путем направления соответствующего уведомления по его действующему местонахождению.

Проблема в том, что те данные о должниках, которые поступают в отдел арендных отношений на момент заключения договоров, и те данные, которые используются нами для обращения в суд, разные. Причины? Должник поменял наименование, место нахождения, ушел в банкротство, съехал с того адреса, где был зарегистрирован. Поэтому, прежде чем начать непосредственно судебную работу по взысканию долгов, мы принимаем различные меры к розыску таких должников.

Кризис 2008 года коснулся также организаций, которые "вошли" в государственные инвестиционные контракты в качестве дольщиков и нарушили взятые на себя обязательства. В этой категории дел мы представляем интересы РФ, связанные с реализацией инвестиционных контрактов.

Еще часть судебных дел касается физических лиц, приватизации и наследования жилья. Росимущество, напомню, является представителем государства по имуществу, которое в свое время было унаследовано Российской Федерацией в установленном законом порядке. Однако очень часто граждане, фактически принявшие наследство, не оформили его юридически через шесть месяцев после смерти наследодателя. Имущество в итоге поступает в собственность государства. И люди обращаются в суды.

Через судебные иски граждане сегодня решают и проблемы приватизации жилья, которое в свое время им предоставили в пользование государственные предприятия, заводы и фабрики. Речь, как правило, идет об общежитиях. Мы вместе с судами уже выработали четкую позицию: если гражданин действительно может доказать, что помещение было законно ему предоставлено и он им на протяжении нескольких лет пользовался, то не препятствуем вступлению его в права собственника.

РГ: 400 дел ежемесячно. Почти по двадцать - на каждого сотрудника отдела. Как вам удается так интенсифицировать работу сотрудников?

Федотов: Тут еще есть одна особенность. Судебные дела часто длятся по нескольку месяцев, а то и лет. И необходимо постоянно держать их под контролем. Не каждый сотрудник в состоянии постоянно отслеживать такой массив, тем более люди периодически уходят в длительные отпуска - учебные, декретные.

Мы взяли на вооружение информационные технологии, систематизирующие работу юристов. Вначале магистранты кафедры государственного, муниципального и корпоративного управления Финансового университета при правительстве РФ и я, ее доцент, по собственной инициативе разработали программу под условным названием "Карточка", позволяющую отслеживать учет и контроль судебных дел отдела на всех стадиях судопроизводства. Когда программу внедрили и она заработала в полную силу, у нас совместно с доктором юридических наук, профессором Евгением Георгиевичем Тарло родилась вторая идея. Почему бы не совместить ее с информационно-правовой базой данных LEXPRO? В прошлом году работа над программой, получившей название "Карточка учета судебных дел", совместно с информационно-правовой базой данных LEXPRO была завершена. И внедрена в работу отдела.

РГ: В чем главная "изюминка" программы?

Федотов: Она позволяет отслеживать процессуальные сроки, сортировать информацию по исполнителю, номеру дела, объекту спора. Программа мгновенно предоставляет информацию о каждой стадии рассмотрения дела и действиях, совершенных исполнителем. Также она совмещает вынесенные судебные решения и результат их исполнения судебными приставами, контролирует работу сотрудников отдела с обращениями физических и юридических лиц. А база данных LEXPRO позволяет юристам пользоваться принципиально новой схемой аналитической обработки правовой информации, исключающей возможность проявления авторского субъективизма. В результате трудозатраты наших юристов по поиску любой необходимой информации и, соответственно, выработке правовой позиции значительно снизились, а эффективность работы выросла.

РГ: Например, идет спор о праве собственности на имущество...

Федотов: Программа тут же выдает все подборки судебных решений и документов, которые можно использовать при подготовке иска или подготовке письменной позиции по делам, где мы выступаем ответчиками. Еще один важный момент - контроль за исполнением решений. Типичная ситуация: судебное решение получено, исполнительный лист направлен в службу судебных приставов, но по его исполнению никаких данных нет. Начинается бюрократическая переписка между ведомствами. Не секрет, что в некоторых случаях недобросовестные чиновники могут уже полученный исполнительный лист просто не направить в службу судебных приставов либо сделать так, чтобы он "потерялся". Теперь такая проблема отпала. Мы отслеживаем все дела без исключения не только на судебной стадии, но и на стадии исполнительного производства либо до момента исполнения решения, либо до получения документа о невозможности его исполнить. Если решение долго не исполняется, выясняем причины у судебных приставов, руководства компании.

РГ: Могут ли вашими наработками воспользоваться юридические подразделения налоговой, таможенной службы, службы судебных приставов?

Федотов: В целом, за электронной Россией будущее. Информационные поисковые программы - не только дотошные, но и неподкупные контролеры. А наша - настроена на юридические тонкости, позволяет по одному конкретному адресу объекта федеральной собственности мгновенно "поднять" всю правовую базу, законодательные акты, на основании которых здание, земельный участок сдавались в аренду или приватизировались или на них возникло право собственности РФ.

Обобщает программа и сложную, неоднозначную судебную практику. Например, концентрирует категорию судебных дел об оспаривании распоряжений территориального управления об изъятии недвижимого имущества из оперативного управления в связи с его неиспользованием и использованием не по назначению.

Есть очень острый для нас вопрос, на который мы так и не получили ответа от Высшего арбитражного суда Российской Федерации. Кто фактически является представителем собственника федерального имущества: Росимущество или ведомства, которым предоставлены определенные полномочия собственника в отношении подведомственных им государственных учреждений? По Конституции управление федеральной собственностью осуществляет правительство РФ. Правительство РФ назначило Росимущество уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере имущества Российской Федерации. Это все четко прописано. Но если права собственника осуществляют ведомства, допустим, Министерство образования и науки РФ?

Наиболее проблемный вопрос - об исключении федерального имущества из базы Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним при его списании, согласовании со стороны государства изменений, вносимых в инвестиционные контракты.

Много вопросов также о том, кто на самом деле должен представлять Российскую Федерацию при страховании имущества, кто обладает полномочиями по изъятию федерального имущества в случае его ненадлежащего использования?! Но все они связаны с не вполне четким регулированием полномочий отдельных министерств и ведомств и полномочий Росимущества.

Судьи иногда считают, если соответствующее отраслевое ведомство было поставлено в известность о факте неправомерного использования федерального недвижимого имущества, то и надлежащие государственные органы также были поставлены в известность. Но на практике так не происходит, поскольку ни одно из отраслевых ведомств не наделено законом тем объемом полномочий и набором правовых инструментов, которыми обладает Росимущество и которые необходимы для полноценной защиты прав и имущественных интересов государства. В итоге по прошествии трех лет с момента, когда отраслевое ведомство узнало о нарушении своего права истекает общий срок исковой давности, что делает невозможной судебную защиту интересов Российской Федерации Росимуществом.

Эту специфическую юридическую практику сложно сформировать, скажем, в "Гаранте" или в "Консультанте". А наша система ее дает.

РГ: Удалось ли вам добиться результата по громкому имущественному процессу - незаконно переданных столице "черкизовских землях"?

Федотов: Да, в Высшем арбитражном суде Российской Федерации мы все-таки подтвердили свое право собственности на "черкизовские земли". Вынесено судебное решение, позволившее нам зарегистрировать на этот земельный участок площадью 60 гектаров право собственности Российской Федерации. Земля закреплена за Российским государственным университетом физической культуры, спорта и туризма. Насколько мне известно, он обратился в министерство спорта, туризма и молодёжной политики с предложением по дальнейшему использованию указанных земель.

У нас в производстве находится еще не менее десятка громких резонансных дел. Например, на часть здания, переданного Малому театру, в нарушение вступившего в законную силу решения суда, было зарегистрировано право собственности третьих лиц. Они благополучно распорядились этим имуществом в своих интересах, но законным правам и интересам Российской Федерации был причинен значительный ущерб. По нашему иску в марте 2011 года суд признал, что часть здания является собственностью Российской Федерации.

Усилиями сотрудников нашего отдела государству было возвращено незаконно приватизированное и также впоследствии приобретенное третьими лицами по цепочке сделок здание общежития Московского суконного комбината "Красный суконщик".

Очень показательно дело о взыскании с ООО "Пешон" в пользу Российской Федерации 53 миллионов рублей задолженности по арендной плате за пользование федеральным имуществом, расположенным в центре Москвы.

В настоящее время наши юристы принимают участие в судебных процессах по поводу незаконного занятия земельного участка в Москве, на улице Маршала Неделина уфимскими предпринимателями. Эта земля является собственностью Российской Федерации. Но на ней в нарушение закона они построили торговый комплекс "Паровоз" общей площадью почти 230 тысяч квадратных метров. Сейчас решается вопрос, обязать ли снести здание или признать на него право собственности Российской Федерации.

РГ: Редкость для сотрудников государственных органов исполнительной власти совмещать работу чиновников и ученых. Как это удается?

Федотов: Действительно, редкость. Но это сознательный выбор нашего руководства. Глава нашего управления Анатолий Степанович Шестерюк - доктор юридических наук, профессор кафедры экологического и земельного права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. И он поддерживает наши инициативы. В итоге они окупаются.

РГ: Юристы вашего отдела получают в среднем 20 тысяч рублей в месяц. По московским меркам, очень немного. По сути люди работают на одном энтузиазме.

Федотов: Обучение сотрудников выступает в качестве дополнительной мотивации. Например, под моим руководством дипломную работу сегодня пишут три сотрудника отдела. Еще трое уже окончили магистратуру и получили специальность в области государственного муниципального управления. Еще один штатный юрист работает над диссертацией на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Я рецензирую эту диссертацию. Два юриста нашего отдела являются аспирантами кафедры гражданского права Финансового университета при правительстве РФ, один - аспирантом кафедры частного права Российского государственного гуманитарного университета, а еще двое молодых коллег рекомендованы для поступления в аспирантуру на кафедру гражданского права Финансового университета при правительстве РФ. При этом все ребята получают бесценный материал для своей научной деятельности. И при защите в ВАКе уже не возникает вопрос: откуда вы взялись такие умные? Думаю, это ведет и к росту престижа государственной службы, и к воспитанию поколения работников, мотивированных на результат, а не на построение коррупционных схем. Что касается зарплаты, конечно, хотелось бы, чтобы она была выше.

Но мы государственное ведомство. И зарплатная политика не в нашей компетенции.

РГ: Вы тоже пишете докторскую диссертацию "Концептуальные основы уголовной политики, направленные на охрану и вовлечение в хозяйственный оборот государственного имущества". Эта тема нова для науки?

Федотов: В современной России - да. В работе я рассматриваю вопрос о том, что, несмотря на годы приватизации, в уголовной политике практически отсутствует система защиты государственной собственности в то время, когда идет ее вовлечение в хозяйственный оборот. Но именно на этом этапе происходит максимальное количество и коррупционных преступлений, и хищений. При этом существующее уголовное право эту ситуацию рассматривает либо только с точки зрения отдельных составов преступлений: превышения служебных полномочий, либо взяточничества, либо мошенничества. Кроме того, трудно установить реальный ущерб и привлечь к ответственности всех виновных, некоторые деяния напрямую не попадают под уголовную ответственность. Уголовно - превентивная политика - отношение власти к предупреждению таких преступлений- излишне политизирована и малоэффективна. Например, латентный характер носит рейдерство в системе использования госимущества. Но большинство случаев захвата государственного имущества остаются только в материалах гражданского и арбитражного судопроизводства, несмотря на явные признаки наличия корыстных мотивов и значительного ущерба государству.

РГ: Вы ждете практического результата от вашей диссертации?

Федотов: Очень на него надеюсь. Надо менять уголовную политику в сфере хозяйственного использования государственного имущества. Прежде всего, это касается уголовно-процессуальной и уголовно-розыскной политики, а также правоприменительной практики судов. Что возможно без значительных законодательных новаций, на базе существующего уголовного закона. Паразитирование на государственном имуществе и деньгах казны, незаконное завладение (рейдерство) в системе госсобственности может и должно быть изжито окончательно.

РГ: Каким образом?

Федотов: В первую очередь, это изменение практики рассмотрения таких дел в судах. Надо усилить ответственность за преступления в отношении государственного имущества, за соучастие в коррупционных преступлениях, которые касаются превышения полномочий в системе госорганов. Ведь на самом деле вопрос коррупции гораздо глубже. Это не только взятки. Это целая система, которая работает на злоупотреблениях властью и своими полномочиями. Я рассматриваю в том числе и вопрос соучастия на всех этапах такой деятельности. И те последствия, которые наступают, должны рассматриваться в совокупности, как то: потеря государственного контроля над имуществом, различного рода налоговые преступления, легализация денежных средств, добытых преступным путем, а также соучастие государственных служащих и работников госучреждений в рейдерских захватах.

РГ: Комитет Госдумы по собственности во главе с Виктором Плескачевским тоже разрабатывает законы против рейдерства. Вы будете сотрудничать с ним?

Федотов: О рейдерстве мы узнаем и начинаем говорить только тогда, когда у какого-то трудового коллектива отобрали булочную, которую они приватизировали. На мой взгляд, рейдерство, которое рассматривается в комитете у Плескачевского, это лишь часть явления. Они рассматривают вопросы непосредственного отъема имущественного комплекса. На самом деле рейдерство - это и незаконное перераспределение финансовых рынков, услуг, преференций. Это и махинации с госимуществом. Как видите, проблема намного шире.