Годовой ввод жилья в РФ должен увеличиться к 2015 году в полтора раза

Годовой ввод жилья должен увеличиться к 2015 году в полтора раза - до 90 квадратных метров. В ближайшие три года на выполнение жилищных программ правительство выделит около 340 миллиардов рублей. Для выполнения заявленных планов по строительству жилья и эффективного расходования выделенных средств нужно многое менять, и в первую очередь - государственный подход к регулированию строительной отрасли. О том, какие изменения происходит в этой сфере, "РГ" беседует с министром регионального развития РФ Виктором Басаргиным.

РГ: Виктор Федорович, какие шаги предпринимает минрегион по снятию административных барьеров и созданию благоприятных условий для инвестиций?

Басаргин: План по снижению административных барьеров реализуется полным ходом. Приняты изменения в Градостроительный кодекс, которые сократили срок разработки проектов документов территориального планирования и сбора исходной информации до четырех месяцев, раньше это занимало год. Мы установили закрытый перечень административных процедур. Четко их регламентировали. Заложили основу для создания института негосударственной экспертизы. Сняты ограничения по отнесению проектной документации к проектам повторного применения. Так что меры, необходимые для формирования благоприятного климата в отрасли на федеральном уровне, во многом реализованы.

В области отраслевого регулирования внедряется новая система ценообразования. И хотя эта система, в первую очередь, направлена на повышение эффективности бюджетных расходов, она дает бизнесу четкое представление о структуре затрат. Это стимулирует создание поля для конкуренции.

Вместе с моими коллегами из Белоруссии и Казахстана мы утвердили программу гармонизации нормативных документов в области строительства с принципами, принятыми в Евросоюзе. Это реальное формирование единого технологического пространства и рынка строительных услуг. Еврокоды можно будет применять уже в этом году. Это позволит открыть строительный рынок для инвесторов и использовать лучшие проектные решения других стран.

Ведется актуализация государственных стандартов и сводов правил. Уже обновлена треть из 90 обязательных необходимых документов. Остальные в работе. Большая их часть будет актуализирована до конца года, а до середины следующего - оставшиеся. В разработке нормативов участвует профессиональное сообщество. В этом очень помогло становление института саморегулирования. Многие саморегулируемые организации весьма эффективны, а от недобросовестных, сделавших ставку на торговлю разрешениями, мы избавимся до конца года.

РГ: Один из факторов стимулирования спроса на рынке жилья - обеспечение жильем ветеранов и военнослужащих. Как идет работа в этом направлении?

Басаргин: Для Министерства регионального развития Российской Федерации обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны является одной из наиболее приоритетных задач. По состоянию на 1 июля 2011 года, в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" улучшили жилищные условия: 28 494 ветеранов, вставших на учет до 1 марта 2005 года; 145 966 ветеранов, вставших на учет после 1 марта 2005 года. Всего обеспечено жильем 174 460 ветеранов Великой Отечественной войны.

Согласно данным органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации численность не обеспеченных жильем ветеранов на 1 июля 2011 года составляет 50 316 человек. Процесс постановки ветеранов Великой Отечественной войны на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в настоящее время продолжается. Правительство прорабатывает варианты выделения дополнительных ассигнований для решения этой задачи в максимально сжатые сроки.

РГ: А как обстоят дела с обеспечением жильем военнослужащих и их семей?

Басаргин: Минрегион РФ планирует выделить в 2012 году около 18 миллиардов рублей на программу обеспечения жильем семей военнослужащих. В этом году из федерального бюджета на эти же цели уже было перечислено более 17,5 миллиарда рублей. Согласно заявкам субъектов РФ, в жилье нуждаются 12 тысяч 149 семей, однако эта цифра не окончательная, так как есть еще семьи, которые не определились с тем, от кого они хотят получать жилье - от минобороны или муниципальных властей. Выделенных средств хватит для всех семей военнослужащих, но они должны определиться до конца этого года. Контрольный срок завершения заселения - 1 июля 2012 года. В 2012 году мероприятия по обеспечению жильем граждан, уволенных с военной службы, будут завершены.

РГ: Такие объемы строительства означают постоянный рост спроса на стройматериалы. Будет ли удовлетворен этот спрос?

Басаргин: Действительно, если взятые темпы сохранятся, может возникнуть дефицит стройматериалов. Так в Северо-Западном федеральном округе, несмотря на наличие сегодня избыточных мощностей, в 2013 году сформируется дефицит теплоизоляционных материалов. По Центральному округу уже есть дефицит производства листового стекла.

При этом большинство производителей может рентабельно поставлять продукцию с транспортным плечом не более 500 км. При больших расстояниях цена перевозки приближается к цене материалов. В итоге себестоимость строительства на Камчатке и Сахалине в разы выше, чем в Центральной России. Очевидно, что нужна координация размещения предприятий межрегионального значения. Чтобы решить вопросы высокой себестоимости стройматериалов в отдаленных регионах, есть два пути - регулирование транспортных тарифов, что проблематично, либо за счет уже предусмотренных в рамках госпрограмм средств, на первом этапе выделить на возвратной основе ресурсы на создание производств стройматериалов, что, по нашим расчетам, в разы эффективнее. Тогда мы обеспечим недорогими материалами всю потребность программы, а не тупо повезем их за тридевять земель. Это тот случай, когда от перемены мест слагаемых меняется результат.

РГ: Кроме цены, есть еще проблема качества. Как она решается?

Басаргин: Такая проблема действительно стоит. Сейчас в стране 210 домостроительных комбинатов, из которых только 30 - современные производства. На остальных износ оборудования достигает 80 процентов, а их загрузка всего 30 процентов. Казалось бы, есть резерв, но их продукция не соответствует минимальным современным требованиям.

По нашим расчетам, в отрасль индустриального домостроения необходимо привлечь 200 миллиардов рублей инвестиций. При этом на перевооружение предприятий до 2016 года необходимо минимум 60 миллиардов рублей, что даст прирост ввода качественного жилья в 30 миллионов квадратных метров в год. Решение этих вопросов рассмотрено в Стратегии развития промышленности строительных материалов и индустриального домостроения на период до 2020 года. Реализация Стратегии не сводится к росту производственной базы на основе существующих технологий, а предусматривает качественное технологическое перевооружение стройкомплекса.

Мы уже начали формирование открытой единой информационной базы по планируемым и строящимся предприятиям, чтобы любой инвестор мог зайти в Интернет и понять, где, в какой объем и в какой вид продукции для строительной индустрии выгоднее вкладываться, чтобы завтра иметь фактически гарантированный сбыт. Осенью в Санкт-Петербурге мы проведем инвестиционную выставку, на которой подведем итоги конкурса среди регионов, создавших лучшие условия для привлечения инвесторов, желающих построить новые производства стройиндустрии.

Нами отобраны современные технологии домостроения, доказавшие эффективность. Мы будем системно способствовать их распространению. Первыми проектами в этом году станут строительство во Владимирской и Липецкой областях производств материалов для быстровозводимых домов экономкласса, современного цементного завода в Удмуртии. Всего до 2016 года запланировано строительство объектов промышленности стройматериалов в 34 регионах.

Параллельно мы ведем переговоры о создании машиностроительных заводов для производства технологических линий и оборудования для выпуска стройматериалов. К концу года мы совместно с субъектами определим места размещения заводов. Основное внимание будет уделено Центральному, Приволжскому и Уральскому округам, где традиционно развито машиностроение.

РГ: Премьер-министр Владимир Путин поручил решить проблему подавляющего большинства обманутых дольщиков до конца 2012 года, то есть завершить строительство домов, обязательства по которым не выполнили застройщики. На какой стадии сейчас эта работа?

Басаргин: Работа по решению проблем пострадавших граждан-соинвесторов, участников долевого жилищного строительства в Российской Федерации, вышла в активную стадию.

На официальном сайте Минрегиона России создан специальный информационный раздел "О мерах по защите прав участников долевого строительства", на котором размещена информация о проводимой работе на федеральном и региональных уровнях по решению проблем пострадавших граждан-соинвесторов, участников долевого жилищного строительства в Российской Федерации.

Размещен положительный опыт ряда субъектов о механизмах решения проблем пострадавших граждан-соинвесторов с соответствующими нормативными правовыми актами.

Утверждены представленные субъектами Российской Федерации сроки окончания строительства и ввода в эксплуатацию "проблемных" объектов без дальнейшего права корректировки окончательных дат в сторону увеличения.

Между тем времени на достройку "проблемных" объектов остается очень мало. В этой связи руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации указано на недопустимость срыва сроков окончания строительства "проблемных" объектов, и необходимость принять все возможные меры по решению проблемы обманутых дольщиков в своих субъектах.

РГ: Сколько же всего проблемных объектов?

Басаргин: По состоянию на 5 июля 2011 года, в России насчитывается 828 "проблемных" объекта, по которым нарушены права 79 559 человек.

Вместе с тем работа по завершению строительства на "проблемных" объектах активно ведется. Во втором квартале текущего года 36 субъектами Российской Федерации сданы - 87 "проблемных" объектов, соответственно восемь тысяч человек, которые заключили договоры долевого участия строительства жилья, получили квартиры во вводимых в эксплуатацию домах.

Досье

Басаргин Виктор Федорович родился 3 августа 1957 г. в г. Асбесте Свердловской области.

В 1976 г. окончил Асбестовский горный техникум, в 1984 г. - Свердловский горный институт им. В.В. Вахрушева, в 1991 г. - Уральский социально-политический институт.

Имеет квалификационный аттестат специалиста по работе с ценными бумагами (ФКЦБ России, 1998), сертификаты риелтора (Минимущества РФ, 1999), арбитражного управляющего (ФСФО России, 1999). Кандидат экономических наук.

Трудовой путь начал в 1976 г. помощником машиниста экскаватора, затем взрывник, ст. инженер лаборатории, инженер-технолог комбината Ураласбест.

В 1983-1985 гг. - секретарь комитета ВЛКСМ Центрального рудоуправления комбината Ураласбест, с 1985-го - первый секретарь Асбестовского ГК ВЛКСМ, с 1987-го - секретарь Свердловского ОК ВЛКСМ.

В 1992-1994 гг. - нач. отдела, зам. председателя Фонда имущества Свердловской области.

С 1994-го - первый зам. председателя Свердловского областного комитета по управлению госимуществом, с 1996-го - председатель ГУ Фонд имущества Свердловской области.

В 2000-2001 гг. - начальник управления аппарата полномочного представителя президента РФ в УФО.

С 2001-2008 гг. - заместитель полномочного представителя президента РФ в УФО.

С октября 2008-го - министр регионального развития Российской Федерации.

Дословно

Владимир Путин, премьер-министр РФ:

- По данным социологических опросов, большинство наших граждан отдает предпочтение именно малоэтажному строительству. Учитывая это, мы уделяем вопросам малоэтажного строительства особое внимание. В наших планах - довести к 2015 году его долю в общем объеме возводимого жилья в стране до 60%. В реальном выражении это означает примерно 54 млн кв. м.

кстати

Малоэтажный тип застройки предоставляет широкие возможности для малого и среднего бизнеса, поскольку не требует масштабного привлечения тяжелой, специальной техники, привлечения больших людских ресурсов. И крайне важно обеспечить в этом сегменте максимально удобные условия для работы, снять избыточные административные барьеры, в том числе существенно сократить сроки согласования проектной документации и выдачи разрешений

в тему

В странах ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) стоимость подключения к водопроводу, энергосетям, канализации в 40 раз ниже, чем в России. Там застройщик должен преодолеть в среднем около 15 бюрократических процедур, в России - 50, на что уходит в среднем порядка 700 дней! Это в 4 раза больше, чем в тех же самых странах ОЭСР

справка

В Европе сегодня до 60% граждан проживает в съемных домах и квартирах, в США - это 35%, в России - только 5%