Даниил Егоров: Настало время упрощать налоговый учет

Федеральная налоговая служба решила привлечь бизнес к решению проблем излишнего налогового администрирования. Фискалы обещают, что бухгалтерский и налоговый учет значительно упростится. Подробности "РБГ" рассказал заместитель руководителя ФНС Даниил Егоров.

- Даниил Вячеславович, возможно ли упростить бухгалтерский и налоговый учет?

- Законодательством РФ уже в настоящее время предусмотрены нормы, позволяющие существенно упростить ведение бухгалтерского и налогового учета "начинающему" бизнесу. Так, например, в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета.

Кроме того, на такую распространенную в среде начинающих бизнесменов форму ведения бизнеса, как осуществление гражданами предпринимательской деятельности без образования юридического лица, также не распространяются требования о необходимости ведения бухгалтерского учета.

Законодателем предпринимаются действия по облегчению ведения бизнеса для организаций, осуществляющих высокотехнологические виды деятельности. Так, освобождены от обязанности ведения бухучета организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом "Об инновационном центре "Сколково", в случае непревышения годового объема их выручки от реализации товаров (работ, услуг) в размере одного миллиарда рублей.

Таким образом, для начинающих венчурных предприятий законодателем установлена достаточно высокая планка предельного объема выручки, освобождающая их от необходимости ведения бухгалтерского учета.

Указанные организации ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном главой 26.2 Налогового кодекса РФ. При этом согласно статье 346.24 НК РФ налогоплательщики обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей.

- Почему на Западе налоговое администрирование значительно проще?

- Утверждение о "простоте" налогового администрирования, осуществляемого уполномоченными органами зарубежных стран, представляется недостаточно обоснованным. Да, можно в ряде случаев говорить о более эффективном процессе налогового администрирования, например, в странах Евросоюза, понимаемом как отношение затрат по администрированию к поступлениям налогов. Однако данный результат достигается как за счет скрупулезно регламентированных процедур налогового контроля и строгих мер принуждения, так и высокого уровня правосознания самих налогоплательщиков.

Нельзя не сказать и о развитой степени информационной автоматизации налогового администрирования в развитых странах, способствующем более действенно решать некоторые задачи, стоящие перед налоговыми органами (например, осуществление предпроверочного анализа). Так, например, проверка налоговых деклараций Службой внутренних доходов США включает два этапа. На первом этапе декларации обрабатываются с помощью ЭВМ с применением методов теории вероятности и сравнительного анализа. В частности, сверяются данные налогоплательщика и его работодателя, страховых и кредитных организаций. При несовпадении данных декларация передается в отдел контроля за правильностью уплаты налогов. Если этот отдел сделает вывод, что имеет место сознательное сокрытие доходов, дело передается в следственный отдел налогового управления, после чего начинается второй этап проверки.

Кроме того, налоговые службы развитых зарубежных стран обладают обширными информационными ресурсами, включающими данные об имуществе, доходах и расходах налогоплательщиков, что позволяет осуществлять мониторинг без проведения контрольных процедур в стенах налогоплательщика.

- Чем займется создаваемая в ФНС рабочая группа?

- Не секрет, что объем учетной работы организаций после введения в действие главы 25 НК РФ увеличился, и достаточно существенно. Естественно, это отражается и на трудоемкости ведения контрольной работы.

Поэтому сегодня мы выступаем инициаторами создания рабочей группы, которая бы в рамках совершенствования налоговой системы предприняла шаги по упрощению учетной работы организаций, осуществляемой в целях исполнения правил формирования достоверной финансовой отчетности с одновременным исполнением требований налогового законодательства в части определения налоговой базы по налогу на прибыль.

Настало время упрощать налоговый учет. Это - цель. При этом следует отметить, что налоговый учет - это только отражение действующего законодательства в области исчисления налога на прибыль. Поэтому целью работы группы неминуемо станет выработка предложений по разумному упрощению правил исчисления налога на прибыль. Статьей 3 НК РФ экономическая обоснованность налога установлена как один из основных принципов налогообложения. Имея это в виду, логично, если упрощение правил исчисления налоговой базы по налогу на прибыль должно базироваться на использовании общих подходов к выявлению финансового результата деятельности организаций. Но в таком сближении должны быть четко определены границы. Переход к исчислению налога на прибыль просто по данным бухгалтерского учета нецелесообразен и невозможен.

У бухгалтерского и у налогового учета объективно различные цели. Желание организации демонстрировать свое устойчивое финансовое состояние и высокие прибыли от хозяйственной деятельности объективно прямо противоположны естественному желанию уменьшения суммы изымаемого налога на прибыль. При этом и собственник организации, и государство заинтересованы в снижении издержек по ведению учета. Поиск концепции решения этой проблемы и ее претворение в жизнь и будет задачей рабочей группы.

Государству в равной степени нужна как достоверная бухгалтерская отчетность хозяйствующих субъектов, так и стабильные налоговые поступления. Тем более что движение нашего государства в этом отношении к МСФО во все большей степени обращается к профессиональному мнению бухгалтера.

Однако и в основе бухгалтерского учета, и в основе исчисления налога на прибыль лежит учет хозяйственных операций и экономически оправданное исчисление результатов деятельности. А значит, "золотая середина" в сближении правил бухгалтерского и налогового учета есть, просто надо сначала четко определить интересы сторон. Потом появятся и адекватные компромиссы. И конкретные решения.

- Почему большее внимание уделяется самому учету, а не декларации?

- Надо очень четко представлять, что например, действующая форма декларации, которая считается неоправданно сложной, сложна не потому, что ее такой придумали налоговые органы, а потому, что заложенный в главе 25 НК РФ механизм расчета налоговой базы действительно сложен.

Например, используется несколько ставок налога. Это уже дополнительные листы отчетности. Но и это не самая большая проблема. Сложность в расчетах в основном обусловлена введением особых правил признания убытков по отдельным операциям при формировании налоговой базы, облагаемой по ставке 20%. Из широко распространенных это и операции с обычными ценными бумагами, и реализация амортизируемого имущества, и реализация прав требования долга.

Таким образом, сложность не в форме декларации, тем более что она может заполняться в автоматизированном режиме и просто помогает и организациям, и налоговым органам убедиться, что правила законодательства исполняются. Простым уменьшением листов формы декларации проблема не решается. И сегодня можно сделать декларацию с 3-5 показателями. А трудности исчисления налога на прибыль останутся и риски ошибок увеличатся, поскольку выявляться будут позже.

- Возможен ли переход к электронному учету?

- В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухучет. При этом первичные и сводные учетные документы могут составляться на электронных носителях. Но организация обязана изготовлять за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством РФ, суда и прокуратуры.

Согласно статье 313 НК РФ система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.

Кроме того, в силу статьи 314 НК РФ регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и (или) любых машинных носителях.

Таким образом, первичные документы, документы бухгалтерского и налогового учета могут составляться в электронном виде и заверяться электронной цифровой подписью лиц, ответственных за совершение хозяйственных операций и правильность их оформления, при соблюдении условий, установленных Федеральным законом от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи". Следует отметить, что в настоящее время в налоговое законодательство активно внедряются электронные процедуры электронного документооборота.

Так, например, Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую НК РФ..." в статью 80 НК РФ внесены дополнения, в соответствии с которыми налоговой декларацией и расчетом авансового платежа признается не только письменное заявление налогоплательщика, но и заявление, составленное в электронном виде и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи.

Кроме того, этим же нормативным актом статья 169 НК РФ дополнена положением, позволяющим составлять и выставлять счета-фактуры в электронном виде, в соответствии с установленными форматами и порядком. Порядок выставления и получения счетов-фактур в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи недавно утвержден приказом минфина от 25.04.2011 N 50н. Всего же у налогоплательщиков имеется возможность обмениваться в электронном виде с налоговой службой еще целым рядом документов, которые ранее существовали только в бумажном виде. Мы считаем, что в ближайшее время весь учет можно будет перенести в электронный вид.

Таблица