На Камчатке отказались возбуждать дело по факту попытки ослепления военного самолета.
Правоохранители сослались на несовершенство законодательной базы и даже не стали искать злоумышленников.
В России опасные "развлечения" с лазером против самолетов стали фиксироваться со второй половины 2010 года. По данным Росавиации, именно тогда были зарегистрированы первые пять случаев, причем все в районе столичных аэродромов Внуково и Шереметьево. В этом году лазерное хулиганство приобрело характер дурной эпидемии. Сообщения о попытках ослепить пилотов самолетов, заходящих на посадку, приходят практически из всех регионов России. Почему-то чаще всего из Ростова-на-Дону.
Инцидент, случившийся на Камчатке, произошел 4 августа недалеко от аэропорта Петропавловск-Камчатский. В течение часа (!) с 22.00 до 23.00 в районе автомобильной трассы Петропавловск-Камчатский - Мильково орудовал неизвестный, а может быть и целая группа злоумышленников. Этот некто пытался с территории автотрассы ослепить мощным лазерным лучом самолеты, заходившие на посадку. Атаке подвергались лайнеры авиаотряда ВВС, базирующегося на аэродроме. Дежурные авиаотряда сразу сообщили о происходящем в правоохранительные органы.
Полиция не смогла среагировать оперативно и схватить преступников за руку. Однако обнародовала свой телефон для свидетелей и очевидцев данного происшествия. Никто не позвонил.
И вот сотрудники камчатского управления МВД завершили проверку и не нашли в этом событии преступления. Далее следует цитата. "В российском Уголовном кодексе нет статьи, предусматривающей наказание за попытку ослепить пилота самолета. Если бы в результате этого случилась трагедия или просто авиапроисшествие, тогда деяния неизвестного квалифицировались бы по-другому. А так непонятно, может быть просто кто-то случайно направил фонарик в небо", - сообщил представитель управления МВД по Камчатскому краю. Сообщается также, что "отказные материалы проверки направлены в прокуратуру, где и решат, обоснованно ли полицейские приняли решение".
Как говорится, прилетели. Если вас пытались сбить лазерным лучом - это игра фонариком, а вот если собьют и случится трагедия, тогда пишите заявление, полиция разберется. Бред, конечно, полный, но, увы, в рамках действующего в России правового поля.
Впрочем, наши авиаторы лишь недавно стали подвергаться лазерным атакам. За рубежом такие шалости - давно обыденное явление. В отличие от России там реагируют быстро и... относительно мягко. Толерантно-ювенальное законодательство сдерживает карающий меч правосудия. Забавляются ведь с лазерами в основном недоросли, лет так семнадцати-двадцати от роду, которые по их меркам за свои поступки по всей строгости взрослого закона отвечать не могут - они же дети.
Отличились США. Там ужесточили ответственность за лазерное ослепление. Кроме штрафа в тысячу долларов Федеральное управление гражданской авиации США пообещало приравнять хулиганов с лазером к угонщикам автомобилей. Во Франции любитель лазерных стрелялок недавно получил полгода за попытки ослепить пилотов во время посадок пассажирских самолетов в Орли.
В нашей стране "лазерным террористам", по сути, ничего не грозит. Преступление для правоохранителей действительно новое, тем более летчики пока справляются с ослеплением. Вот когда лайнер с сотнями пассажиров на борту рухнет, тогда... А что тогда? Кто будет писать заявление о лазерной атаке? "Черные ящики" ее не фиксируют. Пилоты, если все произойдет очень быстро, не успеют даже друг другу что-то сказать. Все спишут на "человеческий фактор", на недостаточную квалификацию пилотов конкретного самолета. Коварная особенность лазерных атак в том, что они поражают не только органы зрения, но и мозг. Человек на какое-то время теряет ориентацию в пространстве и способность адекватно воспринимать ситуацию, которая может развиваться очень стремительно. Секунды - и нет человека, увы, не будет и оснований для поиска лазерных хулиганов.
Лазерным атакам подвергаются не только пилоты самолетов. Давно стал привычен такой вид хулиганства, как ослепление водителей автомобилей. В отличие от летчиков автомобилисты порой даже не успевают понять, что их атакуют. А если даже понимают, то ни в какие правоохранительные органы не заявляют.
Специальные рекомендации для летчиков в случае лазерной атаки выпустила Европейская ассоциация пилотов:
"Закройте глаза рукой от источника света. Избегайте прямого взгляда на луч. Не трите глаза.
Если второй пилот не был освещен, он должен немедленно принять на себя управление. Выполните маневр по уклонению от лазера, если это возможно. Включите автопилот.
Включите освещение кабины на максимальную яркость для уменьшения эффекта повторного воздействия.
Как только позволит обстановка, проверьте зрение на предмет наличия темных пятен и раздраженных зон поочередно для каждого глаза.
Если не способны выполнять свои функции, запросите у диспетчера внеочередное обслуживание".
Вот так в Европе относятся к лазерным играм - как к серьезной опасности, а не безобидной шалости.
Сергей Шишкарев, председатель Комитета Госдумы по транспорту:
- Хотели бы разобраться с той формой воздействия, которая оказывается на пилотов. Опытные пилоты говорят, что за исключением хулиганства никаких последствий быть не может. Мы не можем запретить продажу лазерных указок, но документ, предусматривающий наказание, конечно же, нужен. Эта тема обсуждается. Наша главная задача разобраться в том, насколько это влияет на безопасность полетов. Мы должны призвать к сотрудничеству наших производителей, которые могут легко предложить оптические очки, которые способны защитить глаза пилотов.
Законопроект начали готовить в июле, в сентябре проведем дополнительный анализ и внесем его на рассмотрение. В нем предусмотрено наказание за подобное хулиганство, оно зависит от количества пострадавших. Пока там предусмотрен минимальный штраф, но мы будем его поднимать до десятков тысяч рублей для физических лиц - юридические лица вряд ли будут этим заниматься.
Фото: РИА Новости