Компании-однодневки, если верить говорящему названию, живут недолго. Но вот тем, кто с ними успел поработать, могут запомниться надолго.
По статистике, около трети налоговых доначислений, которые делают органы ФНС, связаны именно с их претензиями в отношении того, что та или иная компания не проявила должной осмотрительности при выборе контрагента, и тот в итоге оказался однодневкой. На этой основе ФНС, не признавая реальность и обоснованность заключенной сделки, доначисляет компании налог на прибыль, НДС.
Термин "должная осмотрительность" был введен в оборот Высшим арбитражным судом в постановлении Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды". Суть решения была такова: компания может нести налоговую ответственность в случае, если не может доказать, что проявила должную осмотрительность при выборе контрагента.
Однако самостоятельное определение степени "однодневности" той или иной компании - вещь трудоемкая и неблагодарная. Ведь даже название "Рога и копыта" (в России, кстати, компаний с таким названием больше двух десятков) не обязательно говорит о дурных намерениях ее создателей. Факторы, которые могут говорить в пользу "однодневности" компании, с одной стороны, широко известны: это массовый директор, массовый адрес регистрации, "нулевой" баланс, отсутствие активов... Но значит ли это, что если на имя Ивана Иванова зарегистрировано больше 10 компаний, то это повод задуматься? Однако в этом случае в зоне риска оказываются все компании с распространенной фамилией руководителя (Иванов, Петров, Сидоров)... А что если компании зарегистрированы в здании, имеющем огромную площадь, например в бизнес-центре, на территории которого находится множество фирм? Известен реальный случай, когда по совпадающему адресу было зарегистрировано более двух с половиной тысяч компаний. Но это тоже совсем не было свидетельством их повальной неблагонадежности.
И "массовый" телефон не является "криминалом". Так, в базе данных СПАРК-Интерфакс, где собрана вся публично доступная информация по российским компаниям, есть конкретная и вполне благонадежная фирма, которая имеет такой же телефон, как еще... 287 фирм. Правда, как показал проведенный экспертами "Интерфакса" и Института управления стоимостью анализ, для неблагонадежных компаний среднее количество фирм, зарегистрированных по тому же адресу, все же выше, а максимальное количество таких компаний-сожителей достигает 3363. Максимальное число компаний с одним и тем же телефоном составляет 9861.
Логично также предположить, что если компания имеет заказы от государства, то риск того, что она является однодневкой, уменьшается с увеличением количества заказов. Обратно пропорциональна связь между количеством действующих дочерних организаций и степенью "липовости" компании. Важнейшим индикатором серьезности бизнеса компании, конечно, является ее финансовая отчетность. Проблема, однако, состоит в том, что она доступна лишь по 35% ООО (именно ООО чаще всего и используется для создания "технических" компаний), поэтому эти показатели можно учитывать далеко не всегда.
В итоге детальный анализ примерно 30 различных факторов, которые могут указывать на неблагонадежность, позволили создать на базе системы СПАРК сводный аналитический индикатор - Индекс должной осмотрительности. Он мгновенно показывает вероятность того, что конкретная компания является технической, то есть не имеет никаких активов и не ведет никакой деятельности. Для расчета показателя применяется несколько сложных математических методов, широко используемых и в мировой практике. В итоге для каждой коммерческой компании в России в системе СПАРК-Интерфакс был рассчитан индекс, который представляет собой значение от 1 до 99. Если значение индекса больше 90 - риск работы с этой фирмой может оказаться крайне высоким. Такой уровень риска имеют 788 тысяч российских компаний. Еще более 900 тыс. имеют, согласно этим расчетам, высокий риск. Таким образом, свидетельствует Индекс должной осмотрительности, те или иные признаки однодневности имеют порядка 40% российских коммерческих структур.
Для добропорядочной компании, которая проверяет перед заключением договора, Индекс является понятным и простым показателем того, каков уровень риска у предполагаемого контрагента. Если таких признаков не обнаруживается, компании проще будет доказать в суде (где ей, не дай бог, придется обжаловать доначисление налогов), что она проявила должную осмотрительность при заключении договора. Суды могут признать претензии налоговиков необоснованными, если налогоплательщик проявил должную осмотрительность при установлении отношений с контрагентом, если ему не могло быть известно о допущенных этим контрагентом нарушениях.
Проведем выдержку из решения Арбитражного суда города Москвы, который 15 сентября 2010 года рассматривал иск ЗАО "ШРЕИ Лизинг" к инспекции ФНС России N29 по г. Москве. Решение в нашем случае было принято в пользу налогоплательщика, так как, среди прочего, перед заключением договоров поставки с ООО "АвтоСофтПром", которое затем оказалось однодневкой, он проявил "должный уровень осмотрительности, соответствующий обычной практике заключения аналогичных договоров для осуществления текущей деятельности". "Так, - говорится в решении суда, - налогоплательщик проверил выписку СПАРК в отношении ООО "АвтоСофтПром", решение учредителя о создании организации (т.12 л.д. 91), приказы о назначении гендиректора (т.12 л.д. 92) и главного бухгалтера (т.12 л.д. 93), свидетельство о государственной регистрации, свидетельство о постановке на учет юридического лица в налоговом органе".
Таким образом, сбор информации о контрагенте, использование разных методов анализа этой информации полезны не только сами по себе, но и как реальный инструмент защиты интересов компании в суде.