Киров занимает первое место в России по количеству победителей олимпиад на душу населения

По количеству победителей олимпиад на душу населения первое место в стране занимает Вятка.

К таким результатам пришли аналитики компании Begin Group, изучив результаты школьных олимпиад за последние 8 лет. И если по абсолютному количеству победителей всероссийских олимпиад малонаселенная Кировская область соревноваться с Москвой и Санкт-Петербургом по понятным причинам не может, то в пересчете на 100 тысяч населения, а это, по мнению аналитиков компании, более объективный показатель, она оставляет позади все российские регионы, включая и столицу. Это поразительно, если учесть финансовые и прочие возможности, которыми область похвастаться уж точно не может.

Согласно данным исследования, в среднем за последние 8 лет на 100 тысяч кировчан ежегодно приходилось 14,51 победителя олимпиад. В Санкт-Петербурге - 12,8, в Москве - 10,76. Мало того, даже если брать абсолютные показатели, то, например, Кировский лицей естественных наук ("КЛЕН") вообще вне конкуренции. Победителями всероссийских олимпиад по биологии стали 20 его лицеистов. Больше нет ни у кого в стране.

Впрочем, глава департамента образования региона Анатолий Чурин особой сенсации в этом не видит. Исследование лишь подтвердило те выводы, которые сделали для себя вятские учителя. Работа только "на олимпиадников" ничего не даст.

- "Олимпиадники" появятся только при наличии крепкого общего уровня образования в регионе. На этой базе и вырастают таланты, - считает он. - Гимназии и лицеи - это хорошо. Но для нас не менее важна и обычная школа.

Что подтверждает и статистика результатов ЕГЭ, который вятские школьники традиционно сдают заметно лучше, чем в среднем по стране. А "олимпиадники" и 100-балльники ЕГЭ есть не только в "продвинутых" лицеях и гимназиях областного центра, но и в сельских школах.

Когда во время перестройки в стране стали вводиться новые программы, рассчитанные на детей с разными склонностями, в Кировской области одно за другим стали появляться школы с углубленным изучением ряда предметов, гимназии, лицеи. Сегодня их число достигло уже 80, и в них обучается каждый пятый кировский школьник. Они и дают львиную долю вятских "олимпиадников". За их выпускниками охотятся столичные вузы, и доходит до того, что некоторых десятиклассников московские институты заранее зачисляют к себе, чтобы на будущий год одаренного самородка не перехватили другие.

Как, например, в Кировском физматлицее, где работа, можно сказать, построена по "двуплановому" сценарию. Одинаковое внимание и к основной массе, и к "суперам": "Каждый класс, - говорит директор лицея Михаил Исупов, - разбит на группы, что делает подход к обучению гибким и дифференцированным. В лицее - далеко не все "гении", есть здесь, как и в любой школе, и ударники, и троечники. Но каждый должен найти свою нишу. Поэтому участие в олимпиадах - обязательное для всех. Для кого-то - в лицейских, для кого-то в международных".

Иногда учителя лицея сами узнают о математическом или физическом самородке в другой школе. И тогда начинается работа по переманиванию его в лицей. Потом их заманивают столичные вузы. Многие помнят в этой связи Андрея Халявина, который несколько лет подряд побеждал на международных олимпиадах по математике. На него столичные вузы "объявили конкурс". А закончилось все тем, что он начал учиться в престижном московском институте, еще будучи лицеистом. После него эта практика вошла чуть ли не в норму, и теперь многие ученики "физмата" поступают в вузы еще до того, как получили аттестат.

Но поскольку "олимпиадники" все чаще появляются и в других учебных заведениях Кировской области, чтобы координировать работу с одаренными детьми, был создан региональный центр дополнительного образования "Одаренный школьник", на который в департаменте образования возлагают большие надежды. Сейчас он ведет 4 основных направления - математическое, физики, биологии, химии. По его подобию в последнее время создано еще около десятка таких центров в других регионах.