Эксперт: Индустрии шрифтового дизайна пиратство наносит огромный ущерб

По данным Business Software Alliance и исследовательской группы IDC, на $100, вырученных от продажи лицензионного оборудования, приходится 75 пиратских. Российские производители программного обеспечения затрудняются оценить потери, которые несут их компании из-за пиратов. Как говорит директор компании ParaType (разработка шрифтов) Эмиль Якупов, неизвестно сколько людей, использующих пиратские шрифты, купили бы лицензионные, если бы возможностей для пиратства не было. И хотя пиратское распространение шрифтов экономит средства на рекламу и продвижение, бороться с ним надо.

В случае продажи ПО продается не материальный объект, а лицензия, т.е. право пользования продуктом. Защитить это право от посягательств сложнее, чем обычный продукт. Есть обнадеживающие шаги в этом направлении, пока только в интернет-пространстве. Это, например, принятый в 2010 году консорциумом Всемирной паутины W3C стандарт на формат шрифта: WOFF. Технология такова: компания, производящая шрифт для оформления сайтов, поставляет пользователю не сам файл со шрифтом, а ссылку на сервер, где этот шрифт расположен. Адреса, с которых приходят запросы на сервер, несложно отследить и отсечь попытки несанкционированного доступа. Пиратских копий этого шрифта не будет, пока пираты не придумают, как обойти защиту.

Индустрии шрифтового дизайна пиратство наносит огромный ущерб. Из-за него многие дизайнеры не стремятся вливать в активный оборот новый шрифт. Так тормозится развитие индустрии

Проблема в привычке воровать. "Я даже не знаю, кто у нас в стране покупает soft! - говорит гендиректор компании АNSystem.Com, официальный дилер шрифтов фирмы DoubleAlex Font Studio Николай Чернышев. - Кража у другого государства технологии и ПО в свое время были государственной политикой".

- Индустрии шрифтового дизайна пиратство наносит огромный ущерб, - убежден специалист студии Letter Head Валерий Голыженков. - Его сложно выразить в денежном эквиваленте. Но из-за пиратства многие дизайнеры не стремятся вливать в активный оборот новый шрифт. Так тормозится развитие индустрии.

Многие пользователи на бытовом уровне не понимают разницы между легальным и нелегальным ПО. В случае со шрифтами эта проблема обострена. Пользователи воспринимают шрифт, говорит Эмиль Якупов, как бесплатное приложение к текстовым редакторам.

- Часто шрифт требует гораздо больше времени и усилий на разработку, нежели аналогичная по размерам и заметности утилита или небольшое приложение, - рассказывает Эмиль Якупов. - В шрифте сосредоточен не только труд программиста, но и большие усилия художника. Шрифт в основе своей является произведением искусства. Производители софта не указывают стоимость разработки шрифта в цене их программы. Компании-разработчики в каждый шрифт вкладывают $2-3 тыс. на 10 лет.

- Многие крупные корпорации пользуются пиратскими шрифтами, - уверен Николай Чернышев. - У меня была ситуация, когда со мной связался некий служитель церкви из небольшого городка. Он хотел в течение часа приобрести шрифт для верстки книги. Спешка была обусловлена тем, что искомый шрифт у заказчика уже был. Но слетел при наборе в типографии...

Пиратство в сфере шрифтов наносит больший ущерб производителям, чем аналогичные деяния в других отраслях ПО. Ведь шрифт устаревает куда медленнее. Шрифтовики условно делят пиратов на несколько категорий. Наиболее распространенная - пользователи, которые по незнанию скачивают пиратские продукты. Таких много, но ущерб от их деятельности не так ощутим - они не распространители. В эту же категорию, в основном из-за невнимательности и ощущения безнаказанности, можно отнести и тех системных администраторов, которые "забывают" докупить лицензию на использование шрифта при установке дополнительных рабочих мест с компьютерами на их фирме.

Другая категория пиратов более опасна. Это распространители пиратских шрифтов. "Есть пиратские сайты, которым мы пишем, звоним, направляем письма их провайдерам и так далее, - говорит Э. Якупов. - Часто нам удается договориться, чтобы они убрали наши шрифты со своих сайтов. Но с "торрентами" или "варезниками" бороться тяжело. Их бесполезно увещевать. Они могут цинично тебя послать, сказав: наш торрент зарегистрирован где-то на Сейшелах, а сервера вообще неизвестно где находятся, потому нам плевать на претензии".

Еще одна составляющая второй категории пиратов - убежденные Робин Гуды, которые грабят "богатых" шрифтовиков и отдают награбленное "бедным" пользователям. "С последними сложно бороться, - поясняет Валерий Голыженков. - У них есть некая идеология. Размещая в свободный доступ контент, они пытаются создать себе реноме полезного человека. Борьба с пиратами ложится на плечи шрифтовиков. Однако штаты юристов в компаниях ограничены, выдержать длительные тяжбы могут не все".

- Мы знаем пиратские сайты, где размещены наши шрифты незаконно, - говорит Н. Чернышев. - Сначала пытались бороться, а потом махнули рукой. Больше только сил потратили и денег. Овчинка выделки не стоит, как говорится.

Тем не менее юристы уверяют - пиратов можно подвергнуть как административной, так и уголовной ответственности.

- Ответственность за распространение пиратской продукции не является особо жесткой, поэтому грань между уголовной и административной ответственностью практически размыта, - рассказывает руководитель правового департамента юридической компании "Налоговик" Алексей Львов. - Обвинительный приговор с реальным сроком по факту нарушения авторский прав - очень большая редкость.

- Анализ судебной практики показывает, что средний размер компенсации за нарушение авторских прав составляет 60 тысяч рублей за один факт нарушения, - поясняет управляющий партнер Группы юридических и аудиторских компаний "Содействие бизнес-проектам" Ольга Пономарева. - Продажа контрафактных дисков может стоить нарушителю до 100 тыс. рублей.