Перед читателем десять авторов, собранных под одной обложкой произвольно и исключительно по выбору самого яркого, не побоюсь этого слова, представителя современной отечественной прозы Захара Прилепина. Уже поэтому хочется познакомиться с творчеством тех, кто попал в "Десятку" (таково название книги). И понять, кого победитель "Супер Нацбеста" готов выделить из литературного сообщества. Те, кто оказался в этом сборнике, по мнению составителя, должны на этих страницах "отчитаться за "нулевые".
Это не первый случай, когда Захар Прилепин пытается объединить свое поколение под одной обложкой. До этого он выпустил сборник интервью с любимыми авторами (среди которых, естественно, есть и те, кто составил "Десятку"). Это едва ли не единственный пример в литературе, когда писатель куда более известный и успешный выступил в качестве смиренного журналиста-интервьюера. Впрочем, и в этом его жесте некоторые критики усмотрели признак гордыни.
Все писатели, которые предоставили свои рассказы, начали публиковаться в "нулевые" годы. По подсчетам Захара Прилепина, лишь один из них - Роман Сенчин - немного опередил остальных. В книге нет идеологического отбора, нет тематического единообразия, нет возрастного ценза. "То есть, чтобы составить эту компанию, достаточно было просто следить за пробегающими мимо литературными ландшафтами",- говорит в предисловии Захар Прилепин.
Каждый автор представлен здесь краткой биографией. Это не дебютанты и не новички. Почти все по-своему громко уже заявили о себе в литературе. Например Михаил Елизаров и Денис Гуцко, успели отвоевать одну из самых значимых литературных наград - "Русский Букер".
Книга хороша тем, что ее необязательно читать по порядку, начиная с самой длинной, занимающей почти одну треть книги, военной повести Сергея Самсонова. Всего в "Десятке" четырнадцать произведений. Можно начать с конца, с коротких, описательных и неспешных зарисовок "За окном" и "Друг Человека" Дмитрия Данилова: "Человек пересекает улицу Ленина, проходит мимо продовольственного магазина "Станем друзьями", сворачивает в 8-й Луговой переулок, входит в один из подъездов, поднимается на один из этажей, звонит в одну из квартир. Друг человека открывает дверь". Или с лауреата премии "Дебют" Сергея Шаргунова, который предоставил еще одно произведение о себе "Вась-Вась", в духе его недавно вышедшей "Книги без фотографий". "Я в школе единственный не вступил в пионеры, - пишет я. - Мне папа запретил. Объяснил: пионеры против Бога". Захар Прилепин, помимо предисловия, представлен здесь рассказом "Лес" (уже знакомый его поклонникам по публикации в "Снобе") и еще одним "пацанским рассказом" "Верочка".
Андрей Рубанов выпустил на страницы сборника своих лихих героев, которые не прочь и травку покурить, и выпить, и гаишников обдурить. Также в антологию вошли произведения Германа Садулаева и Ильдара Абузярова.
Читатель, который за современной литературой следит не очень внимательно, в этом сборнике получил возможность бегло ознакомится с литературой нового поколения и выбрать автора на свой вкус. Но это не значит, что за пределами этой "Десятки" литературы нового поколения нет. Можно поискать и другие имена. Тем не менее сборник получился интересный.
"Десятка: антология современной русской прозы". Спб.: Ад Маргинем Пресс, 2011.