Острая нехватка приморских пляжей в Краснодарском крае подтолкнула к идее создания искусственных островов в акватории Черного моря. Однако строительство "островов счастья", заявленное четыре года назад, так и осталось в планах.
Теперь власти намерены основной упор делать на создание искусственных кос. Это не так дорого и к тому же позволит развивать яхтинг.
Из всех островных проектов не остановлен только один - "Остров Федерация" рядом с Сочи. На нем планировалось разместить отели и развлекательные комплексы на 40 тысяч гостей. Оценочная стоимость впечатляет- 211 миллиардов рублей. Инвестором выступала финансовая компания из Объединенных Арабских Эмиратов.
Свободной земли на Черноморском побережье уже практически нет. Тем более что по российскому законодательству участки в стометровой прибрежной зоне не могут стать частной собственность. Другое дело насыпные острова: закон не запрещает оформлять их в собственность. Однако причин, по которым острова так и не появились, оказалось слишком много. К тому же глубина дна в Сочинской акватории превышает 15-25 метров, что серьезно удорожает проекты. Окончательно их подкосил международный финансовый кризис.
Между тем, вступивший в силу в июле закон, регулирующий создание искусственных земельных участков, позволяет снять многие барьеры по строительству островов.
"Впрочем, стоимость таких участков, учитывая сложность работ, будет достаточно высокой, - сказал корреспонденту "РГ" ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов. - Проблем при реализации таких проектов может возникнуть много. Самое главное - вопросы с экологией. Поэтому, если говорить о перспективах, то вряд ли стоит ожидать появления первых искусственных земельных участков в нашей стране уже, что называется, "завтра". "Мы, безусловно, будем заниматься самым тщательным образом проработкой проектов по созданию искусственных островов, - поясняет руководитель департамента комплексного развития курортов и туризма Евгений Куделя. -Пляжные территории в пик сезона перегружены в два-три раза. При этом из 1200 километров побережья Краснодарского края только около восьми процентов занимают благоустроенные пляжи (78 километров на Черноморском побережье и 17 - на Азовском). Сейчас мы обсуждаем с федеральными властями вопрос о частичном финансировании расходов на развитие и оборудование пляжных территорий".
Как удалось узнать, в среднесрочной перспективе кубанские власти основной упор будут делать не на сооружение островов, а на создание искусственных кос. Это не так дорого и к тому же позволит развивать яхтинг.
"На встрече с губернатором Кубани мы обсуждали проблему создания искусственных территорий, - говорит главный архитектор Краснодарского края Юрий Рысин. - Для нас этот вопрос жизненно важен: край омывается двумя морями, а, например, яхтенный туризм практически не развивается. Соседняя Турция имеет десятки яхтенных портов, а у нас такая инфраструктура пока отсутствует. Мы считаем, что закон, подписанный российским президентом, должен дать хороший стимул для яхтинга. Важно отметить, что по этому документу не все искусственные земельные участки обязательно должны быть островами: они могут быть, например, косами. В самое ближайшее время мы согласуем схему размещения на территории Кубани яхтенных портов. Проведенный недавно мониторинг подтвердил - найдется много желающих среди обеспеченных туристов заходить в наши порты на собственных судах. Если Кубань войдет в яхтенный клуб, то у курортов будет совершенно другой статус.
Эксперты во многом солидарны с такой позицией руководства Кубани. По словам Дмитрия Баранова, нужно рассматривать каждый конкретный проект, чтобы разобраться во всех плюсах и минусах. "Раньше, при известной изворотливости, вы могли строить искусственные участки, полагает эксперт. Сейчас этот процесс введен в правовое русло. Все это может облегчить строительство, но в то же время и усложнить его, потому что сейчас нужно будет соблюсти гораздо больше требований. На мой взгляд, именно необходимость соблюдения экологических норм может стать серьезным препятствием "островным проектам".