Судебный департамент ведет переговоры с почтой, чтобы она начала принимать заявления в суд.
Об этой неожиданной инициативе сообщил генеральный директор Судебного департамента при Верховном суде России Александр Гусев.
По его словам, сейчас прорабатывается вопрос о наделении "Почты России" полномочиями по приему от граждан заявлений, копий документов в бумажном виде, перевод в электронный вид и передачу суду по телекоммуникационным каналам для предварительного рассмотрения.
Иными словами, человек сможет прийти на почту с заявлением в суд. Если идея пройдет, бумагу возьмут без разговоров, отсканируют и перешлют куда надо.
Такая услуга окажется особенно удобной, если дело должно рассматриваться в другом городе. Допустим, ответчик живет на другом конце страны. В таком случае гораздо легче воспользоваться почтой, чтобы сообщить суду о своих претензиях.
К тому же суды общей юрисдикции активно развивают электронный документооборот. В перспективе цифровые дела придут на смену бумажным. Возможно, электронная канцелярия будет дублировать бумажную, но это уже детали. С развитием новейших технологий в правосудии всем станет проще.
Также идет речь, что когда-нибудь в будущем суды общей юрисдикции начнут принимать иски в электронной форме. Однако у человека в любом случае должен остаться выбор, доверить ли свою боль бумаге или придать своим страданиям электронную форму.
В свою очередь, суд, как предполагается, тоже сможет высылать документы гражданам по почте. И это будут не какие-то "письма счастья", а самые настоящие процессуальные бумаги. Речь может идти, скажем, о получении протокола судебного заседания или даже судебного решения. Нужна официальная копия? Сегодня надо идти в канцелярию узнавать. Завтра бумагу можно будет получить письмом. Как предполагается, суд в электронном виде перешлет документ на почту, а та распечатает и доставит гражданину. Благодаря электронной цифровой подписи, накладок не будет. По словам экспертов, опрошенных "РГ", почта в этом случае вполне сможет заверить бумагу, как это делается, допустим, с заверенными телеграммами. Так что на руках у человека будет официальный документ.
Кроме того, по словам Александра Гусева, прорабатывается вопрос предоставления документов в электронной форме, оплаты штрафов через Портал государственных услуг. Еще одна электронная задумка - повсеместное внедрение аудиозаписи процессов. Изначально подобные системы использовались, по словам главы судебного департамента, для фиксации сложных больших процессов. На конец прошлого года, подобная аппаратура была установлена в 900 залах судов.
- Предполагается, что в 2011-2012 годах будет поставлено до 1500 комплектов для обеспечения всех судов данным видом оборудования, - сказал Александр Гусев.
Однако, по его словам, для большого количества административных и гражданских дел в настоящее время рассматриваются более дешевые решения по аудиозаписи. Например, предлагается выделить судьям обычные диктофоны. Но, естественно, это должны быть очень хорошие, чувствительние диктофоны, не пропускающие ни единого слова.
- Реализация подобных решений будет связана с организацией архивов дел в электронном виде, - говорит Александр Гусев. - Возможно, потребуется законодательное регламентирование процедур регистрации и хранения. Одновременно разрабатываются технические решения и регламенты электронного взаимодействия с информационными системами органов прокуратуры, следственных органов, службы судебных приставов и других ведомств.