В Минске по заказу телеканала "Россия" проходят съемки телефильма "Зоннентау".
Охотники за древностью
Фильм "Зоннентау" режиссер Карен Оганесян, известный по детективу "Домовой", снимает на стыке психологической драмы и фантастики. По сюжету главный герой картины Харальд в исполнении Александра Домогарова ищет источник вечной молодости. Корнями эта легенда уходит во времена Второй мировой войны, когда на территории концлагеря "Зоннентау" врачи Третьего рейха проводили опыты над советскими военнопленными, пытаясь понять, как сделать человека бессмертным. Помогает Харальду персонаж по имени Шульц (Даниил Страхов), который зарабатывает на жизнь тем, что охотится за таинственными древними артефактами. Сдерживающей и отрезвляющей силой в этом многоуровневом действии является майор полиции Волочаев (Андрей Смоляков).
Кабинет майора Волочаева снимают на киностудии "Беларусьфильм". Его оборудовали в административной части студии, поэтому сотрудники то и дело норовят ворваться в кадр по служебной надобности, нарушая тем самым съемочный процесс. А сцена в кадре - напряженная. Майор Волочаев допрашивает Харальда. Сотруднику полиции только что поступила оперативная информация, согласно которой Харальду по паспорту уже более ста лет. Очевидно, что биологический возраст этого историка (под таким прикрытием Харальд работает в России) не соответствует тому, как он выглядит.
Волочаев пытается расколоть Харальда, но тот не поддается. Видимо, сказывается вековой опыт, накопленный еще с начала позапрошлого столетия. Домогарову-Харальду приходится во время допроса применить силу, он хватает смертельным захватом дознавателя за горло. Зато вне съемочной площадки Домогаров и Смоляков общаются как лучшие друзья и подшучивают над гениальностью друг друга.
Время настигнет беглеца
Режиссер Карен Оганесян рассказал "РГ", что ему интересно работать на стыке жанров - психологической драмы и фантастики. Главного героя - Харальда - он характеризует как "человека, который предал всех и вся, получил вечную жизнь, которая оказалась ему не нужна".
Задача, которую режиссер поставил перед Александром Домогаровым, состоит в том, чтобы отразить необычный внутренний мир Харальда: человека, который очень давно живет на свете и остается в своем особом времени и пространстве, несмотря на то что мир вокруг него меняется. По сути, Домогарову приходится играть аллюзию на доктора Фауста, ведь по сюжету инъекцию эликсира вечной жизни нужно делать раз в десять лет, а если ее пропустить, то время настигнет беглеца: человек состарится в минуту и умрет.
- Харальд поставил себе цель - прервать цепь зла, которая идет за ним всю его долгую жизнь, - рассказывает Александр Домогаров. - Заплатить за "искупление", потому что вечной жизни не бывает и за все ждет расплата. Он понимает, что цена эта высока: расплачиваться приходится детьми, внуками, близкими. Вечная жизнь приводит его к пониманию того, что он всех потерял и остался один.
Пожалуй, единственный персонаж, который в этой многоплановой истории занимается делами обыденными, - это дознаватель майор Волочаев в исполнении Андрея Смолякова.
- Как всякий представитель правоохранительных органов, он борется за правду, но ничто человеческое ему не чуждо. Волочаев поддается искушению: ищет самолет с золотом времен Второй мировой, о котором ему некогда рассказал дед. Мой герой самый практичный в этой истории, потому что ищет то, с чем можно жить, а жить уверенно в наше время можно только с золотым запасом, - шутит Андрей Смоляков.
Детали в кадре
Художники-постановщики фильма "Зоннентау" стараются, чтобы артефакты в кадре выглядели натуральными. Так, главному герою Харальду придумали кольцо, в основу дизайна которого легли изображения перстней нацистских лидеров и символика времен Третьего рейха. Перстень этот с секретом: хозяин поворачивает верхушку, после чего на нижней части кольца появляется игла. Рукопожатие - один укол собеседника, - и оппонент впадает в гипнотический транс.
Бункер с капсулами вечной жизни оборудовали в настоящем военном бункере, построенном в Минске по немецкому проекту в 1936 году. Сейчас над объектом расположен банк, но внутри все осталось нетронутым. Декораторы воссоздали в помещении футуристическую обстановку, в которой, однако, читаются и черты прошлого времени. По словам Карена Оганесяна, построить "будущее в прошлом" было нелегкой задачей. Так было придумано, что инъекции сыворотки вечной жизни осуществляются при помощи особого инкрустированного разными металлическими склейками шприца, игла которого представляет собой острую гребенку.