На форум приедут около 200 лучших учителей со всей страны. Приглашены вузовские преподаватели, ученые, сторонники и оппоненты реформ образования.
Они обсудят качество школьного образования и проекты новых Федеральных стандартов и нового закона об образовании в РФ. О том, какой должна быть школа будущего, корреспондент "РГ" беседует с одним из участников форума, членом-корреспондентом Российской академии образования Александром Абрамовым.
Российская газета: Александр Михайлович, подобные мероприятия, действительно, могут повлиять на изменения в образовании ?
Александр Абрамов: С учетом всех громких историй этого года, думаю, да. За последние десять лет это, возможно, первая открытая дискуссия такого масштаба, где будут представлены самые разные взгляды.
РГ: Новые стандарты для старшей школы все еще дорабатываются. Вы участвовали в разработке на самых первых порах. Чего сейчас не хватает проекту?
Абрамов: Этот документ доработать уже нельзя. Можно только делать заново. Он не отвечает своей главной задаче - фиксировать содержание образования. Написан так, что понять, чему конкретно учить детей, просто невозможно. Та же история и со стандартами для начальной школы, которые уже утверждены и с нового учебного года начинают действовать во всей России. Документ есть, а качественно разработанных программ под него нет, методик для новой схемы преподавания нет... Всю работу, по сути, нужно начинать с нуля.
РГ: Какую школу мы хотим получить?
Абрамов: Сегодня де-факто школа является ступенькой для подготовки в вуз. Что, кстати, явно зафиксировано в идее ЕГЭ. Экзамен материализует эту цель. А школа тем временем очень важный "человекообразующий и народообразующий" институт. И его функция - организация проживания ключевых периодов жизни: детства, юности. Это важнейшая задача, и вузы здесь совершенно ни при чем. А что касается подготовки к будущей профессии, то у нас существует система кружков, факультативов, олимпиад, специализированных школ. Это совсем другой поток.
В проекте много хороших и важных слов. Например, что в каждой школе должна быть библиотека. Однако учебно-методические издания в стране убиты как по тиражам, так и по количеству. Значит, за одной строчкой стандарта должна стоять целая программа реанимации системы учебно-методических изданий. Это колоссальная работа. А ведь есть и другая проблема: дети сегодня практически не читают. Как вернуть интерес к чтению и добиться элементарной грамотности? В документе такой задачи нет и в помине.
РГ: Но когда мы говорим о новой школе, чуть ли не на первом месте должен стоять вопрос о совершенно иной подготовке педагогов в вузах?
Абрамов: Это ключевая проблема. Но начинать нужно все равно с содержания образования. Чтобы учить самих учителей, нужно понимать, чему они будут учить детей. Нужно создавать систему четких моральных и материальных стимулов для будущих педагогов. Убежден: нужно любой ценой повысить зарплату всем педагогам. А потом уже спрашивать с каждого.
РГ: Математика должна остаться обязательным предметом на экзаменах в 11 классе?
Абрамов: Конечно. Но это должна быть другая математика. Математика для всех. У нас есть отличный опыт работы с сильными ребятами. А вот как сделать курс математики для обычного ученика? Математика дает интеллектуальную честность. Когда решаешь задачу, то тут трудно себя обмануть: либо решил, либо нет. Это колоссальный воспитательный эффект.