Легальные перевозчики Верхневолжья опасаются увеличения армии "бомбил"

Легальные перевозчики Верхневолжья опасаются, что новый закон о такси, вступающий в силу с 1 сентября, не уменьшит, а, наоборот, увеличит армию "бомбил", работающих без разрешений. 

Разноцветные

В фирмах, занимающихся таксомоторными перевозками, сегодня неспокойно: немалая часть водителей уволилась или намерена это сделать, и держатели бизнеса всерьез опасаются разорения.

Откуда такой пессимизм? С точки зрения пассажира такси все вроде сделано правильно.

Федеральный закон от 21 апреля нынешнего года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" ввел несколько полезных для обеспечения безопасности пассажира норм. Таксист, прежде чем сесть за руль, обязан теперь получить разрешение на перевозки, оснастить свою машину таксометром, обеспечить наличие "шашечек" на кузове и крыше авто. Машина, используемая как такси, должна отныне проходить техосмотр через полгода. Водитель обязан перед рейсом пройти медосмотр, а стаж вождения таксиста не может быть меньше трех лет.

На откуп региональным властям, кроме того, отдан вопрос о перекрашивании автомобилей в определенный цвет: нужно это делать или нет, какого цвета будут такси в той или иной области, решат на местах. И этот пункт поначалу вызывал вопросов больше всего.

- Закон был написан быстро, без привлечения специалистов, - считает председатель ассоциации водителей такси "Ярославия" Алексей Тихомиров. - Тем не менее он не лишен смысла и нацелен на то, чтобы все было правильно. Но некоторые его моменты могут "поломать" рынок. Возьмем ту же окраску автомобиля. 90 процентов водителей, особенно в маленьких городах, не могут покрасить свой единственный автомобиль! А ведь сейчас широко применяются магнитные пленки, которые можно утром приклеить на борт, а вечером снять, и у человека снова будет "обычный" автомобиль, на котором он вечером поедет на дачу...

Специалисты полагают, что уже в сентябре стоимость поездки может вырасти на 30 процентов

Такси без таксистов

Все лето таксисты боялись, что их заставят срочно перекрашивать машины в желтый цвет, но регионы подошли к вопросу разумно и решили с этим не торопиться. В Ярославской области, например, переходный период определен до 2015 года. При этом, по словам председателя объединения ярославских служб такси Евгения Минина, водитель на машине другого цвета сможет ездить и после этого срока и лишь при покупке новой машины он будет обязан придерживаться установленной в регионе цветовой гаммы для машин такси. Какой она будет - ярославские власти пока не решили.

Однако если проблему с цветом кое-как утрясли, то некоторые другие положения нового закона таксисты по-прежнему встречают в штыки. И в первую очередь пункт о необходимости получать разрешение на таксомоторные перевозки в его сегодняшнем виде.

И дело вовсе не в стремлении перевозчиков оставаться в тени - некоторые просто не сумеют это сделать при всем своем желании. Потому что такое разрешение может получить лишь собственник машины. Никакие доверенности и договоры аренды в расчет приниматься не будут. А таксистов, которые ездят по доверенности, по словам Евгения Минина, в Ярославле процентов тридцать. То есть они из бизнеса уйдут.

Уйдет оттуда и еще одна внушительная часть водителей, которые за баранкой с "шашечками" лишь подрабатывают. Эту часть составляют в основном не слишком обеспеченные сотрудники силовых ведомств, которые по закону не имеют права заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью. А это одни из самых ответственных и дисциплинированных работников, сетуют управленцы.

Еще процентов десять водителей намерены уйти, чтобы посмотреть, что из всего этого выйдет и в какую сторону жизнь таксиста развернется...

То есть отток кадров уже начался, и в ближайшее время там ожидается ощутимый кадровый голод.

Основная масса водителей, которые не смогут стать индивидуальными предпринимателями, уйдут. Либо останутся на свой страх и риск и будут давать проверяющим взятки, чтобы их отпустили. Сейчас создается удобная ситуация для проверяющих органов, считают многие управлецы служб такси.

"Бомбиле" на пропитание

Ярославские таксисты сегодня - на 80 процентов совместители. И это хорошо, считают таксисты-управленцы. Это обстоятельство гарантирует достаточно высокий интеллектуальный уровень и общую культуру водителя такси. Кроме того, многие работают на своих машинах, к которым бережно относятся.

- Несколько лет назад было у нас желтое такси в Ярославле, - вспоминает Евгений Минин. - Сто желтых "Волг" специально закупались. Заказов было больше, чем они могли выполнить. И где они сегодня? Полтора года всего отработали - развалились. Потому что на служебных машинах работали водители, которые технику не берегли.

И куда в итоге уйдут вчерашние таксисты, не вписавшиеся в новый закон, как в поворот? Да в нелегалы, в "бомбилы", уверены ярославские представители этого бизнеса. Снимут все опознавательные знаки с машин и встанут у вокзалов, на площадях и в прочих людных местах. Тем более что и клиенты их явно будут "прикармливать". Ведь нововведения, обеспечивая безопасность пассажира, существенно ударяют по его же кошельку, потому что собственную безопасность в легальном такси придется оплачивать, увы, именно клиенту.

- Получение разрешения, установка таксометров, ежедневный медосмотр водителей, увеличение налога на вмененный доход и выплат в пенсионный фонд - все это, естественно, скажется на наших клиентах, - говорит Алексей Тихомиров. - Уже с сентября подача машины в Ярославле будет стоить 100-120 рублей, километр - 10-12 рублей (сейчас 75- 90 и 9-11 соответственно - авт.). Если поездка раньше обходилась, например, в 170 рублей, то теперь она будет стоить 250. И пассажир тогда скажет: да я лучше пойду на площадь голосовать! Потому что нелегал может позволить себе провезти пассажира за любую сумму. В результате вместо того, чтобы убрать "бомбил" с улиц, новый закон лишь увеличит их количество.

Тем временем

В регионах Верхневолжья идет работа над проектами региональных законодательных актов, регулирующих деятельность такси. В Ярославской, Костромской и Тверской областях уже определены структуры, которые будут заниматься выдачей разрешений на перевозку пассажиров легковыми такси, - это областные департаменты транспорта и дорожного хозяйства. Процедура выдачи документов начнется 1 сентября. Чтобы получить разрешение, претендент на звание таксиста должен будет предоставить в комиссию пакет документов и автомашину на осмотр. К этому моменту авто должно быть оборудовано счетчиком и специальными цветографическими схемами. Получить заветную бумажку, которую необходимо будет предъявлять пассажиру по первому его требованию, таксист должен до 1 января будущего года. Срок ее действия - пять лет.