Наталья Бондарчук: Моя Герда - антиглобалистка

Актриса и режиссер Наталья Бондарчук - еще и президент анимационного фестиваля "Золотая рыбка", который в этом августе проходил в 16-й раз.

Специализация фестиваля уникальна, сейчас в мире нет другого международного конкурса профессиональных мультфильмов для детей, а также мультфильмов, созданных начинающими кинорежиссерами. Однако в этом году фестиваль поменял место прописки и переместился из Анапы в Сочи. В Анапе, которая всегда считалась местом детского отдыха, фестивалю анимации для детей больше не находится места, и участников конкурса приютил сочинский филиал Современной гуманитарной академии.

Впрочем, на "Золотой рыбке" выявилась и другая проблематика современной детской анимации, о которой, а также о новом фильме "Снежная королева" и любви к "Золотому веку" русской литературы мы и поговорили с Натальей Бондарчук.

Каждому возрасту - свое кино

Российская газета: На фестивале стала очевидна парадоксальность ситуации: с одной стороны, мультфильмы выпускаются, их много, и большинство из них сняты при господдержке, но выход им находится только на фестивалях или в Интернете, куда авторы, как они сами признаются, выкладывают свои работы, потому что не могут жить без зрителя.

Наталья Бондарчук: Это ненормальный ход вещей, но еще более неправильно то, что структуры, которые дают на анимацию деньги, не отслеживают ни сценарии, ни уровень профессионализма авторов, ни то, будет ли доступен результат их трудов публике. Я не противница новаторской анимации, но половину картин, показанных на фестивале, я бы не допустила до конкурса. Не потому, что я не пойму сложную жизнь точки с запятой на экране, но это не сюжет для детской мультипликации. Но были на фестивале и работы, которые стали для меня открытием. Например, фильм Андрея Кузнецова "Пумасипа", снятый по легендам северных народов. Сейчас я готовлюсь к новой режиссерской работе - съемкам картины "Снежная королева" и уже пригласила Андрея к сотрудничеству.

РГ: Как один из руководителей фестиваля детской анимации как вы представляете себе его будущее?

Бондарчук: На будущий год, я бы предложила разделить конкурс. Первый блок - мультфильмы для детей нежного возраста. Дети от 3-4 до 6 лет. Они еще настолько чисты, что напрямую воспринимают и добро, и зло, и им нужно, чтобы котенок был не схематичный, а нарисован как настоящий. Второй блок конкурса я бы адресовала детям, у которых формируется характер, это возраст от 6 до 14-15 лет. В этом возрасте дети способны воспринимать многоуровневый мультипликационный мир, им интересны приключения героических личностей, любопытна фантастика, другие миры. Третий блок конкурса - это мультипликация для взрослых, и не надо заставлять детей ее смотреть. И в ночном блоке, на мой взгляд, можно было бы демонстрировать экспериментальные фильмы, те, которые интересны скорее профессионалам.

РГ: Но как мультфильмам добираться до более широкой аудитории, нежели фестивальная?

Бондарчук: Дело в том, что нормального проката отечественных картин в стране нет. Вы думаете, мне было просто с фильмом "Пушкин. Последняя дуэль" или с картиной "Гоголь. Ближайший"? С "Гоголем" мы получили прокатную поддержку, и, дай Бог, в скором времени выйдем несколькими копиями в ограниченный прокат. А в советское время в первые две недели проката картину "Детство Бемби" посмотрело девять миллионов детей. Почувствуйте разницу!

РГ: Но есть канал для детей "Карусель".

Бондарчук: Детские телеканалы существуют, но, на мой взгляд, они со своей задачей не справляются, потому что политики детского вещания и проката детских фильмов как не было, так и нет. Но есть перспектива. На будущий год из бюджета страны выделяются значительные средства на мультипликацию и детское кино. Это делает и министерство культуры и вновь созданный Фонд поддержки кинематографии. Анимация делается долго, она связана сейчас с новейшими технологиями. Например, для меня было потрясением, когда я узнала, что в фильме "Двенадцать" Никиты Михалкова, который я очень люблю, воробей, который появляется в финале картины, - это анимированный персонаж. Я бы никогда не догадалась! Этим путем я и хочу пойти в фильме "Снежная королева" в 3D. Совмещать животное и человека, как я делала в "Детстве Бемби", можно, но эмоциональная стыковка хорошо получается там, где есть мимика, а у животных мимики нет.

Герда - антиглобалистка

РГ: В какой стадии сейчас кастинг?

Бондарчук: Могу сказать, что короля сыграет Дмитрий Харатьян. Это будет необычный король, ведь сценарий написан мной современный, по мотивам "Снежной королевы" и легендам северных народов. Король мой живет в разорившемся королевстве, он хочет поправить свои дела, выдав дочку замуж за очень умного мальчика, который хорошо разбирается в экономике. Ольга Кабо будет сниматься в картине, она уже дала свое согласие. И буквально на днях на фестивале "Золотая рыбка" я утвердила на роль абсолютного зла Александра Ленькова. Там же, на фестивале, я нашла и мальчика на роль принца. Но пока я не определилась с Гердой. Хочу сказать на всю Россию: "Герда, отзовись!"

РГ: Какой вы ее представляете?

Бондарчук: Это не просто девочка с красивыми глазами и волосами, она потомок и русских, и северных народов. Может сама построить чум, сшить себе платье, великолепно катается на коньках и лыжах. Герда бесстрашная, но есть и то, что ее крайне огорчает. Когда Герда попадает в цивилизованный мир, то она понимает, что люди едят больше, чем им нужно, да и зачем в магазинах так много никому не нужных вещей? Герда - антиглобалистка, потому что она - потомок тех северных народов, которые и сейчас живут по укладу, который был в ходу пять тысяч лет назад. Если хотите, то это продолжение темы, которую показал в "Аватаре" Джеймс Кэмерон. Противостояние техногенной и природной цивилизаций. Я - за природную. Иначе мы все станем приставкой к компьютерной игре и войдем в нее как файлы.

Любовь души моей

РГ: Череда ваших картин была посвящена "Золотому веку России", великим писателям. Вы взялись за эту тему с просветительской точки зрения?

Бондарчук: Взялась только от огромной любви и чувства неудовлетворенности. С 1936 года не выходило ни одной картины об Александре Сергеевиче Пушкине, ни одной картины о Гоголе: моя - первая. Я с детства люблю Пушкина. Моими первыми словами были: "И родимая страна вот уж издали видна". С этой фразы я начала свою разговорную речь. Я огромное удовольствие получила при написании сценария о Гоголе, прочла всю его переписку, которая до сих пор целиком не издана. Эту тему я хочу продолжить. У меня ведь выходил еще десятисерийный фильм "Одна любовь души моей" о Марии Волконской и Пушкине. Для Первого образовательного канала, в совет которого я вхожу с этого года, я подготовила 22 передачи о "Золотом веке".

РГ: В "Гоголе" Анастасия Заворотнюк играет Смирнову-Россет. Вы не думали, что рискуете, когда брали в картину Заворотнюк?

Бондарчук: Я - человек рисковый. Взяла Сережу Безрукова на роль Пушкина после того, как он сыграл Сашу Белого. А Настя мне нравится: я увидела ее огненные глаза, мне нужен был человек с чувством юмора и с хохляцким выговором. Смирнова-Россет родилась в Малороссии, она говорила и пела с Гоголем на украинском языке. Все это было в Насте.