Международный финансовый центр приблизит Москву к международным стандартам

Столичные власти уже в следующем году намерены повысить инвестиционную привлекательность столицы в глазах иностранных бизнесменов. Об этом вчера на первых общественных слушаниях городской подпрограммы "Развитие Москвы как международного финансового центра" заявил руководитель столичного департамента внешнеэкономических и международных связей Сергей Черемин.

По его словам, в последние годы иностранцы все меньше и меньше хотят вкладывать деньги в столичную экономику. Если в 2009 году Москва имела 56 процента от общего объема прямых иностранных инвестиций, то в нынешнем году этот показатель снизился до 27 процентов, то сеть практически в два раза. По словам Черемина, иностранцы охотнее вкладываются в российские регионы. Например, очень активно идут инвестиции в Калужскую и Ленинградские области, где развивается автомобильное производство. Мировым автогигантам на периферии и завод дешевле построить, и рабочую силу нанять. Москва же вместе с Подмосковьем довольно сложный регион, как для ведения бизнеса, так и жизни. "Все мы знаем наши слабые стороны, - отметила руководитель департамента экономической политики и развития Марина Оглоблина. - Прежде всего это сложность в передвижении по городу. Если сегодня в Лондоне средняя скорость движения 15 км/ч, в Хельсинки - 36, то в Москве - всего 11. У нас грязный воздух и в плохом состоянии парки. Очень мало школ, где преподавание велось бы на иностранных языках. Дорогое жилье, питание, услуги. Все это мало привлекательно для иностранцев. Поэтому прежде всего нужно совершенствовать инфраструктуру".

Задача, действительно, глобальная. Цены на жилье, конечно же, вряд ли в ближайшие годы опустятся. Впрочем, если сравнивать Москву с другими мировыми столицами, которые сегодня аккумулируют иностранные финансы, такими, как Лондон, Сингапур, Шанхай, то у нас недвижимость окажется не самой дорогой. Например, в том же Лондоне цена квадратного метра начинается от 16 тысяч долларов. В Москве - от 5 тысяч. Но вот отремонтировать парки и скверы, убрать из города экологически грязный транспорт, повысить материальную обеспеченность школ и больниц - это все по силам столичным властям. В это уже вкладываются миллиардные суммы. Сложнее, конечно, с развитием транспортной инфраструктуры. Пока город сосредоточен на локальных мероприятиях, будь то создание выделенных полос для общественного транспорта или обустройство парковочных мест вдоль магистралей и во дворах. Но власти не отказываются и от масштабных проекто, вроде строительства Северной и Южной рокад.

Собравшиеся на слушания представители исследовательских компаний, рейтинговых агентств замечали, что международный финансовый центр в Москве должен быть привязан к определенному месту. Например, к тому же "Москва-Сити". Или к Николо-Архангельскому - территории, которая вошла в состав "Новой Москвы". Но заместитель мэра по экономической политике Андрей Шаронов подчеркнул: "Не стоит привязываться к географии. Сначала мы определим место, где будут жить финансисты, затем, где будут питаться, учить детей и т.д. Разве мы говорим о том, чтобы создать территорию, на которой будет написано: "Здесь живут финансисты"?

"Смысл создания в Москве международного финансового центра, на мой взгляд, в том, чтобы приблизить российскую столицу к тем международным стандартам, которые наиболее комфортны для проживания людей", - считает Сергей Черемин. По его словам, департамент внешнеэкономических и международных связей разрабатывают стратегию инвестиционной привлекательности иностранных инвесторов. Конкретизировать, чем власти намерены привлекать бизнесменов, Черемин не стал. Лишь сообщил, в частности: речь пойдет о том, что правительство Москвы будет выступать гарантом сохранности вложенных денег.