В Беларуси прошли дни российского кино

В Доме Москвы в Минске перед сеансами зрители имели возможность увидеть фотовыставку "Шедевры российского кино", посвященную фильмам, ставшим своеобразным эталоном в кинематографе: "Веселые ребята", "Чапаев", "Летят журавли", "Сто дней после детства", "Андрей Рублев", "Я шагаю по Москве". Кроме фотографий со съемочных площадок, в портретах проекта были представлены выдающиеся российские мастера, внесшие огромный вклад в его мировое признание: Василий Шукшин, Андрей Тарковский, Александр Кайдановский, Сергей Соловьев, Андрей Кончаловский... Вся история российского кино, отмечающего свой профессиональный праздник 27 августа, застыла в этих искренних и пронзительных снимках.

- Начало показа было посвящено советскому периоду, - поясняет концепцию проекта консультант по работе со СМИ Дома Москвы в Минске Светлана Пантелеева. - Зрители увидели знаменитый фильм "Баллада о солдате". Было приятно обнаружить в зале многочисленную публику, представляющую разные поколения. Этот потрясающий фильм Григория Чухрая до сих пор производит сильное впечатление, особенно, когда смотришь его на большом экране. Фильм представил известный белорусский режиссер-документалист, критик, лауреат премии "Телевершина" Сергей Катьер. Зрители увидели его документальную ленту об актрисе Жанне Прохоренко - исполнительнице главной роли в картине "Баллада о солдате", в том числе и ее последнее интервью...

17 августа состоялся день детского кино. Был показан полнометражный фильм "Белка и Стрелка. Звездные собаки" Святослава Ушакова и Инны Евланниковой. Это первый российский анимационный фильм, снятый в формате 3D. Завершилась акция 18 августа днем современного кино - две первых серии 8-серийного фильма Александра Ефремова "Немец" публика посмотрела на одном дыхании.

По словам режиссера, картина была закончена в апреле этого года. Ее премьера пройдет на Первом канале российского телевидения. Сюжет взят из повести российского писателя Юрия Костина, но был значительно переработан автором сценария картины Глебом Шприговым. Главную роль исполнил выпускник Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства Маркус Кунце. Также в ленте заняты известные российские и белорусские актеры: Даниил Страхов, Виктория Толстоганова, Армен Джигарханян, Анатолий Кузнецов, Игорь Сигов, Александр Ткаченок.

"Немец" - вольная трактовка событий вокруг исчезновения одной из самых значимых духовных и сакральных ценностей Беларуси - Креста Евфросинии Полоцкой. Это увлекательная, динамичная фантазия на тему поисков святыни, объединяющая два временных пласта - период Великой Отечественной войны и наши дни.

- Кто-то уже назвал "Немца" попыткой повторить успех картины "Индиана Джонс", но я за этим вижу совершенно другое, - раскрывает замысел ленты режиссер Александр Ефремов. - В первую очередь мы сделали картину, которая должна быть интересна молодежной аудитории. Это наша попытка обратиться к реальной истории, к нашим реальным духовным ценностям, но при этом рассказать сюжет увлекательным и динамичным языком.

- Александр Васильевич, это ведь не первая ваша работа с российскими коллегами?

- Уже четвертая. До этого были "Дунечка", "Снайпер. Оружие возмездия", "Покушение". Еще совсем недавно для канала "Россия" снял четырехсерийный фильм "Лучший друг семьи".

- Что, как вам кажется, белорусское кино может почерпнуть у российских коллег?

- Дело в том, что никакого разделения, на мой взгляд, вообще нет и быть не может. Школа-то у нас одна. Я - человек русский, окончил ВГИК. В свое время был приглашен в Минск, где работали блестящие мастера. Мы все общались друг с другом, что-то заимствовали, делились опытом. Было единое культурное пространство и каждый вносил свой вклад. Режиссер - это профессия, которая предполагает ежедневную учебу. Учиться нужно постоянно и у всех. Конечно, желательно хорошему.

- Что-то огорчает вас в современном кино?

- Есть некая пауза в насыщении с экрана той духовностью, которая была присуща советскому искусству. Сейчас очень много попыток соответствовать вкусам и требованиям экрана американского. Но это не всегда оправдано. Соревноваться с ними в этом не стоит, нужно идти по своему пути и все произойдет само собой. Американский взгляд на кино сводится к простой схеме - главный герой очень долго переживает возможные перипетии, его долго пинают, а потом он начинает сражаться сам и всегда побеждает. Он защищает добро, справедливость, женщину, красоту. Это их стереотип. Совсем, кстати, не дурной. Но мы почему-то вычленили из него только одну составляющую - экшн, действие, забыв про психологические моменты. Это не совсем верно. Тем более, что сильна наша культура совсем иным. Я думаю, рано или поздно мы вернемся к попыткам разобраться, что же происходит сегодня с душой человеческой.

- Вам комфортно в военной тематике?

- Вот уже три картины снял о войне. И когда слышу, как кто-то из коллег говорит: "Мое кино закроет тему войны", знаю одно - эту тему мы никогда не закроем. И не должны этого делать. Сейчас мы пытаемся расширить поле поиска сюжетных ходов и линий, находим несколько иную драматургию. И культура Беларуси для меня, как для человека русского, в этом поиске открывается совершенно с неожиданной стороны...